Кроссворды и сканворды глазами потребителя

Классификация кроссвордов
 
Этой статьей мне хотелось бы начать цикл статей, в которых я буду излагать свои взгляды на такое явление, как кроссворды. Не думаю, что найдется хотя бы один человек, который хоть раз бы не попробовал свои силы в этом увлекательном соревновании между автором (я составил!) и читателем (а я разгадал!). Ну, разве, что в Китае/Японии, где сама письменность просто не позволяет составлять кроссворды, а уж тем более сканворды. Или где-нибудь в племени "мумбо-юмбо", где вообще нет письменности.

Хочу сказать, что помимо лежащей на поверхности развлекательной составляющей этого процесса, называемого разгадыванием кроссвордов, здесь имеют место такие немаловажные аспекты, как снятие стресса, тренировка ума вообще и памяти в частности, профилактика старческого маразма. А это уже вам любой врач скажет.

В чем же, собственно, привлекательность разгадывания кроссвордов на страницах печатных изданий?

Во-первых, прекрасное скрашивание досуга – любой кроссворд можно просто бросить на полпути, и переключиться на что-нибудь другое. Если, речь не идет, конечно, об истинных ценителях кроссвордов. Но такие любители-профессионалы большинство кроссвордов из-за примитивности, по их мнению, просто игнорируют, пробегая взглядом в поисках по-настоящему интересных и сложных кроссвордов.

Во-вторых, любому человеку просто интересно проверить свои знания, свою память, узнать что-то новое. Именно поэтому, кстати, так популярны и телепередачи типа «Самый умный» и «Кто хочет стать миллионером».
Карикатура "Вот к чему порой может привести чрезмерное увлечение кроссвордами"
В-третьих, тут идет, как бы, некий соревновательный процесс между автором кроссворда и тем, кто его разгадывает. Типа: ты умный – составил эту головоломку, но и меня так просто не взять – я взял, да и решил ее! Но на этом этапе вступает в силу некая зависимость: если кроссворд слишком сложный, а главное – определения к словам составлены сухим, так сказать, академическим языком, то рядовой потребитель его просто бросит на начальном этапе разгадывания. Обычно со словами «И какой умник его сочинял?». Если же кроссворд разгадывается легко и быстро, без малейшего напряжения мысли, то и к кроссвордам такого типа интерес быстро пропадает. И вот тут уже от тандема редактор/составитель требуется найти золотую середину между примитивизмом и чрезмерной «заумностью», так как замечено, что любой кроссворд должен разгадываться не менее чем на 80%, иначе он не принесет читателю никакого удовлетворения, кроме раздражения, что крайне отрицательно скажется на тираже печатного издания. Почему? Да по той простой причине, что никто не хочет ощущать себя глупым (если он разгадает лишь малую часть кроссворда). Зато чего стоит чувство гордости за себя любимого, когда удается решить кроссворд!

Для наглядности давайте взглянем на это глазами читателя: ты – составляешь кроссворды, их печатают газеты и журналы, ты – журналист. А, значит, чуть ли не избранный, небожитель. Во всяком случае, я нигде не печатаюсь, и меня вообще мало кто знает, кроме друзей и близких. Но, тем не менее, и я оказался не глупее тебя, раз «щелкнул» твою задачку. Значит и я не глупее тебя! Для уточнения повторюсь, что содержание данного абзаца касается, так сказать, среднего потребителя, и не касается настоящих ценителей кроссвордного искусства.