Кроссворд - "разгильдяй" или "аккуратист"?

Некоторые особенности правил составления кроссвордов
Почему кроссворд вдруг «разгильдяй» или «аккуратист»? Ничего странного в этом названии нет: от того, насколько продуманна сетка при составлении кроссворда и отточены определения к словам и будет зависеть – понравится он читателю или нет. Будут его разгадывать или нет.
 
Так что же такое кроссворд, для чего он нужен и с чем его, как говориться, «едят»? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Одним кроссворд нужен для того, что бы скоротать время на скучном собрании, другим он скрасит время в дороге, третьи покупают его специально, чтобы вечерком, в час отдыха, насладиться разгадыванием очередной «загадки в клеточку», четвертым интересно помериться силой с тем, кто составил этот самый кроссворд. Пятые посредством кроссвордов желают самоутвердиться – ты загадал, а я разгадаю: ты умен, а я умнее! Шестые – это истинные ценители умственных головоломок. Для них разгадывание кроссвордов - своеобразная тренировка ума. И чем, сложнее созданный кроссворд – тем большее наслаждение получает такой читатель. Но эта последняя категория самая малочисленная и на тираж кроссвордных изданий никак не влияет. Поэтому дальше речь пойдет о таком понятии, как правильное составление кроссвордов, рассчитанных на самый широкий круг потребителей кроссвордно-головоломной продукции.
 
Для чего нужен кроссворд? Думаю, прежде всего, для развлечения и для тренировки ума. И удовольствие от кроссворда читатель получит только тогда, когда он сможет разгадать большую часть очередного кроссворда. А, если повезет, то и всего. Не ждите, что читатель станет восхищаться недюжинным талантом, умом и начитанностью автора кроссворда – не дождетесь. Как сказал Дейл Карнеги – для человека нет слаще слова, чем его собственное имя. Читателю не нужен ваш триумф – ему нужен свой собственный. Триумф разгаданного кроссворда. Если созданный кроссворд будет слишком сложным, сухим или заумным, то он попросту будет отложен в сторону. Или отброшен – в зависимости от темперамента читателя.
 
Поэтому, прежде всего составленный кроссворд должен быть интересен читателю. И в первую очередь он должен быть не скучным и решаемым. Причем это касается любых типов кроссвордов. А это складывается из трех составляющих:
1. Главное – продуманные определения к словам.
2. Вторая по степени важности составляющая - продуманный словарь, используемый при заполнении сеток кроссвордов.
3. И третья, но тоже немаловажная составляющая - продуманные сетки кроссвордов.
 
Прежде, чем остановиться на каждом пункте подробнее, хочу уточнить: чем сложнее и труднее составление кроссворда, тем легче и интереснее он в разгадывании. Как раз об этом и пойдет речь в более подробном разборе вышеописанных трех составляющих хорошего кроссворда.
Карикатура "Дед мороз развез подарки детям, теперь развозит взрослым"
 
Продуманные определения к словам:
Определения к словам – это, пожалуй, самое важное при составлении кроссвордов. Именно в манере составления определений, в их стиле и выражается лицо автора. Как же должны выглядеть такие определения? Вот некоторые рекомендации, которые могут помочь начинающим при создании кроссвордов:
 
Хорошо воспринимается манера подачи определений в виде дружеского общения автора с читателем. Очень хорошо воспринимается шутливый тон определений. А вот юморить нужно осторожно, чтобы не опуститься до пошлости. Приведу наглядный пример «сваливания» юмора в примитивную пошлость. В одном из кроссвордных изданий, с которым я, в числе прочих составителей кроссвордов, я встретил такое определение: «Мужик с обрезом». И, если вы подумали, что это бандит или басмач, то вы ошибаетесь. Ответ к этому «юмористическому» определению – ЕВРЕЙ. Из этого сразу вытекает следующая рекомендация:
   При составлении кроссвордов, нужно следить за тем, чтобы определения не оскорбляли ни чьих национальных чувств. Не всегда ваше восприятие того или иного слова/определения могут совпадать с восприятием людей других национальностей. Я сам пару раз обжигался на этом. Приведу конкретный пример.
 
Как-то в одном из моих кроссвордов стояло определение «Скромник-притвора» к слову ИСУСИК. Следом в редакцию газеты, где был опубликован мой кроссворд, пришла возмущенная «нота протеста» от еврейской общины по поводу, мягко говоря, принижения имени Иисуса Христа. И это притом, что «Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой» дает точное определение этому слову: «О притворно скромном, кротком и тихом человеке».
 
А это не рекомендация – это аксиома, догма, канон, если хотите,: ни одного определения без словаря. При составлении кроссвордов никогда нельзя полагаться только на свою память. Человеческая память – слишком ненадежный инструмент и подвести она может кого угодно и в любой момент. Для иллюстрации этого постулата приведу два реальных случая из моей практики.
 
Случай первый. В одном из кроссвордов редактором газеты мне было указано на якобы грубую ошибку. По мнению и редактора, и корректора, имя БЭЛА написано неправильно. Правильно писать БЭЛЛА. Пришлось напоминать, что БЭЛА – это сестра Азамата, а БЕЛЛА – это Ахмадулина.
 
Случай второй, еще более поучительный. Главный редактор снимает с полосы один из моих кроссвордов, так как в нем, якобы, присутствует грубейшая ошибка. Приготовьтесь улыбнуться: по его мнению, нет такого слова АЙДАХО (штат США). Правильно нужно писать ИДАГО. Как оказалось, в прошлом он профессиональный переводчик с английского языка, имеющий в арсенале несколько переведенных на русский язык книг. Его подвела уверенность в собственной непогрешимости.
 
Определения, по возможности не должны повторяться. Кому понравиться видеть из кроссворда в кроссворд одни и те же определения, от которых создается впечатление, что вы уже этот кроссворд разгадывали?
 
Как можно реже применять сухие «энциклопедические» определения, типа «Медицинский термин», «Морская хищная рыба» или «Хищная птица семейства ястребов». Куда лучше звучат определения для тех же слов «Насморк в устах академика», «Морская мясорубка с ценным плавником» или «Птица для монеты, слетевшая с российского герба».
глашатай
Тщательно продуманный словарь:
 
Как вы понимаете словарь – это тот список слов, что используется для заполнения сеток при составлении кроссвордов. Среди составителей бытует мнение, что чем больше этот список, чем объемнее словарь, тем лучше для составления кроссвордов. Это и так, и не так. Большой словарь хорош для истинных любителей кроссвордов, для кроссвордистов-эрудитов, о которых было сказано в начале этой статьи. Но коль уж мы решили ориентироваться на массового читателя, то и словарь должен быть ориентирован на него. А посему следующие рекомендации так же подчинены этому направлению.
 
Не желательно применять при составлении кроссвордов слов, которые могут вызвать у читателя негативные эмоции, и тогда е придется ломать голову под каким соусом подать его к столу. Проще сказать, как подобрать к такому слову более-менее «живое» определение. К негативным словам я отношу такие слова, как могила, труп, морг и т.п. Конечно, и к ним можно придумать «прикольные» определения, но все же такие слова лучше не использовать. Кроссворд должен способствовать повышению, а не понижению настроения у читателя.
 
Нежелательно при создании кроссвордов употребление малоизвестных географических названий, фамилий, героев кинофильмов и произведений, специализированных терминов и т.п. Далеко не всякий знает такие слова, как КУНЬЛУНЬ, ФАЛЬЦГЕБЕЛЬ или БИРОФИЛИЯ. Не все так же знают и таких уважаемых людей, как БИРНБАУМ или ВИЛЬДРАК. Ну и так далее.
 
Не нужно увлекаться большим количеством слов в словаре, используемом при заполнении сеток кроссвордов. Чем больше словарь, тем, безусловно, легче заполнить самые большие и сложные сетки во время создания кроссворда. Но тогда неизбежно увеличение массы слов, упомянутых в предыдущем пункте. На самом деле в русском языке слов порядка 10-12 тысяч (точнее я просто не помню). Добавим сюда пришедшие в последние года слова из-за рубежа, из реклам, разговорные слова и т.д. Они новые, но уже достаточно хорошо прижившиеся. Итого 14-17 тысяч слов. На мой взгляд, это самое оптимальное количество слов для составления более-менее хороших кроссвордов.
 
Нужно стараться избегать применения 4-х, 3-х, а тем более 2-буквенных слов. Чем меньше букв в слове, тем меньший процент их от общего количества в русском языке. И чем меньше букв в слове, тем чаще такие слова будут попадаться в кроссвордах – слишком невелик выбор. 2-х буквенных, к примеру, едва ли наберется несколько десятков, не считая, конечно, аббревиатур. 3-буквенных – тех всего несколько сотен и т.д. По моему мнению, использование 2-буквенных слов – признак непрофессионализма в целом и неумения смакетировать хорошую сетку в частности при создании кроссвордов.
 
Продуманные сетки кроссвордов:
 
Что значит продуманные сетки? Начнем с небольшого отступления. Для заполнения словами сеток кроссвордов лучше все-таки пользоваться специализированными программами, а не терять время, делая это вручную – это долго, трудоемко, непроизводительно и низкоэффективно. Некоторые составители кроссвордов бравируют тем, что все свои кроссворды они составляют вручную от начала и до конца. Существует и другая категория составителей, которые якобы пользуются супер-навороченными программами со словарями в 40.000 – 60.000, а то и во все 100.000 слов. Истина лежит как всегда в середине. Любая, даже самая слабая программа, заполнит сетку словами намного быстрее и качественнее человека.
 
Теперь непосредственно о самих сетках. Здесь я раскрываю тему сеток пока только для кроссвордов классического типа. Сканворды – это отдельная тема и о них мы поговорим в одной из следующих статей. Итак, некоторые рекомендации по формированию сеток классических кроссвордов.
 
Сетка кроссворда должна быть, по-возможности, наиболее плотной: чем больше пересечений – тем легче человеку разгадать определение, поставившее его в тупик. Ниже приведены фрагменты таких сеток:
Пример сетки кроссворда
Пример сетки кроссворда
 
«Висячих» клеток, на которые приходятся начальные буквы слов, должно быть как можно меньше. Для иллюстрации этих двух пунктов приведу пару примеров таких сеток, в которой что-то угадано, а на чем-то читатель «споткнулся» (звездочками указано разгадываемое слово):
Пример сетки с "висячими" клетками
Пример сетки с "висячими" клетками
 
Как видите, из-за «висячих» клеток, особенно первых, и низкой плотности пересечений, искомые слова разгадывать стало сложнее.
 
Нежелательно при создании кроссвордов ставить подряд три, а тем более четыре разделительные черные клетки подряд. Взгляните на приведенные ниже сетки – здесь хорошо видно, как трудно будет разгадывать таким образом составленные кроссворды:
Пример сетки с тройными разделительными клетками
Пример сетки с четверными разделительными клетками
 
Желательно, чтобы сетка была внешне привлекательной. И здесь плотные и симметричные сетки явно выигрывают, по сравнению с редкими и несимметричными. Ниже приведены две сетки:
Пример симметричной сетки кроссворда
Пример несимметричной сетки кроссворда
 
Угадайте с двух раз, какой из этих двух кроссвордов привлекательнее, а какой будет легче и значит интереснее разгадывать? К тому же, чем больше черных клеток, тем больше вероятность того, что в такое место одинаково подойдет не одно слово, а два, а то и больше. Человек лишается уверенности в правильности разгаданных слов.
 
Кстати, это вовсе не означает то, что асимметрия только вредит качеству кроссворда. Тут, как всегда, лидирует золотая середина. Проще говоря, разумная асимметрия сетки кроссворда отнюдь не испортит ни сетку кроссворда, ни его качество. Особенно, если разделительные клетки не будут залиты однотонным черным цветом. В качестве наглядного примера хорошего восприятия такого оформления при создании кроссвордов приведу следующую сетку:
Пример сочетания разумной асимметрии и текстурной заливки разделительных клеток сетки кроссворда
 
Дополнительно, в качестве иллюстрации к вышесказанному, хочется упомянуть об одной разновидности кроссвордов – чайнворде. К этому виду кроссвордов я отношусь отрицательно. Вот пример:
Пример чайнворда
 
Как видите, здесь конечная буква одного слова, является начальной буквой следующего. И все. Больше слова нигде не пересекаются. Как вообще можно разгадывать такой кроссворд, когда нет уверенности, что ты правильно вписал слово? Проверить-то пересечениями невозможно!. Согласитесь, сложно угадать слово, имея только одну букву, в лучшем случае две. Зато составлять такой чайнворд - одно удовольствие. Ведь трудиться-то над ним практически не нужно! Именно поэтому так любят составлять такие кроссворды начинающие составители и просто непрофессионалы. Мне кажется, что такой кроссворд возник от неумения или от нежелания составителя потрудиться. Именно чайнворд ярко иллюстрирует неписаный кроссвордный постулат:

Чем легче кроссворд в составлении, тем труднее он в разгадывании. И наоборот -
чем больше потрудится составитель над кроссвордом, тем большее удовольствие получит от него читатель.
 
В подтверждение этого постулата упомяну другую яркую разновидность - сканворд. В нем максимум пересечений и составлять его значительно труднее, чем классический кроссворд. Но зато при его разгадывании, читатель получает максимум удовольствия, так как, по мере его заполнения,  все больше слов получают все большее количество букв. А некоторые слова вообще "сами собой" разгадываются.