Все детские кроссворды условно можно разделить на две группы: для детей и для подростков. Согласитесь, у подростков все-таки побольше знаний, чем у младших школьников. Поэтому в детских кроссвордах нужно делать больший упор на картинки, а для подростков уже больший интерес будет представлять литературная часть кроссворда. Но и подростковые кроссворды нежелательно делать совсем без картинок. Любой родитель знает, что ребенок из двух книжек выберет ту, которая оформлена красивее и где больше картинок. А все потому, что дети в первую очередь познают мир глазами, то есть визуально. И чем младше аудитория, тем сложнее составлять для не кроссворды. Проще всего составлять (относительно, конечно) с минимумом картинок или совсем без оных. И крайне сложно составлять кроссворды, состоящие из одних только картинок, то есть без определений. Ведь подобрать понятную ребенку картинку сложнее, чем просто описать словами скрытое в кроссворде слово. К тому же, не ко всякому слову можно подобрать картинку, а это опять же резко сокращает словарь используемых при составлении таких кроссвордов слов. Например, ВЕЛОСИПЕД – с ним все ясно и понятно. А как подобрать картинку к таким словам, как, например, УЧЕБА, ТЕЧЕНИЕ, СВЕТ, РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК, ЗЕЛЕНЬ, РИСОВАНИЕ и т.д., и т.п.? Я имею в виду только картинки, без описаний.
Помимо тематических кроссвордов, составленные по каким-либо сказкам, повестям и т.п. произведениям, существуют и обычные, составленные из общеизвестных и распространенных слов. При кажущейся легкости, детские кроссворды составлять на самом деле сложнее, чем кроссворды, рассчитанные на взрослую аудиторию.
При составлении кроссвордов для детей нужно обязательно учитывать некоторые немаловажные моменты. Например, далеко не все слова, привычные для взрослой аудитории, известны детям, а значит словарь, используемый для составления таких кроссвордов, резко сокращается. Что, в свою очередь, отрицательно сказывается на плотности компоновки сеток кроссвордов. А ведь известно, чем меньше плотность сетки, а попросту говоря, чем меньше пересечений, тем труднее решаются такие кроссворды. Например, несколько странно смотрится в детском кроссворде слово ОНАН, если вспомнить, что именно этот библейский персонаж был «родителем» рукоблудия. Думаю, что и такие слова, как БЛИЦКРИГ, ИНАУГУРАЦИЯ, ЦУГЦВАНГ, ЦЗЕДУН, БИРОФИЛИЯ, ЛИДОКАИН и многие другие подобные слова, входят в круг детских интересов. Именно поэтому при составлении детских кроссвордов нужно взвешивать каждое слово, пытаясь взглянуть на него детскими глазами. И именно взгляд «детскими глазами» определяет подход ко второму моменту, на котором я хотел бы заострить ваше внимание. Это определения к словам.
Именно при составлении вопросов или по-другому определений к словам, очень важно учитывать уровень детского восприятия тех или иных слов и понятий, которые мы, взрослые, воспринимаем несколько по иному с высоты наших прожитых лет и жизненного опыта. Не открою большого секрета, если скажу, что к одному и тому же слову можно придумать разные определения. Проще говоря, одни и те же слова можно подать, как говорится «под разным соусом». Для примера возьмем по паре определений для одних и тех же слов:
1. «Род плодовых и декоративных деревьев и кустарников семейства розовые» и «Плод, похожий на лампочку»
2. «Мягкий упругий предмет сферической, либо овальной формы, в основном используемый в спортивных играх» и «Что уронила в речку наша Таня?»