Основные сложности создания кроссвордов и сканвордов для детей

Некоторые секреты создания детских кроссвордов
 
Молодое поколение россыпи развлекательной литературы, в числе которых и кроссвордные издания, на торговых прилавках воспринимают как обычное явление - они друго времени просто не знали. Но люди старшего поколения помнят, что еще не так давно, лет 20 назад, ситуация с развлекательной литературой была совсем иной. Я имею в виду не бульварное чтиво, а всякие там кроссворды-шарады-ребусы. В советское время далеко не в каждой газете встретится на последней страничке одинокий кроссвордик. Изредка, правда, появлялись сборники всяких головоломок, но это если повезет наткнуться на него. Та же ситуация и для детей - время от времени выходили в свет книжки типа "Занимательной физики" или "Занимательной арифметики", еще реже что-нибудь с ребусами-шарадами-викторинами.

Да и сейчас изданий с головоломками для детей не так уж и много выпускается. Видимо, дело в том, что для детей головоломки делать все-таки потруднее. чем для взрослых. Хотя многие редакторы и составители почему-то думают по-другому. Думают, что раз читатели еще маленькие, то достаточно сделать клетки сканвордов-кроссвордов размером побольше, да повставлять картинки из сказок и мультиков - и все, детский кроссворд готов. На самом деле это совсем не так. Нужно не забывать, что, в силу своего возраста и, как следствие, малых еще знаний, многие слова дети еще не знают. Да и подавать для детей определения к словам нужно сообразуясь с их мышлением.
Микки Маус дарит Минни Маус на день рождения решение кроссворда
 
Во время работы над детским кроссвордом, составитель постоянно должен ставить себя на место ребенка и пытаться представить себе, поймет ли ребенок то, что ему хотят сказать, поймет ли он вообще, о чем идет речь. Например, в одном из так называемых детских сканвордов я встретил такое определение - "Библейский персонаж". Можно подумать, ребенок библию читает на досуге. Но больше этого меня удивил ответ к этому слову - ОНАН. Кто слышал об этой библейской истории, должен помнить, что сей библейский персонаж занимался рукоблудством. И именно от этого персонажа впоследствии и появился термин "онанизм". Скажите, по возрасту ли детям знать такие подробности?

Или вот другой случай и то же из детского классического кроссворда. Читаю определение к слову "Расстояние между шоссе и нижней точкой днища автомобиля". Скажите, многие ли из вас знают, что этот промежуток между днищем автомобиля и дорогой называется "клиренс"? Ну а по мнению этого составителя для детей, видимо, это тайной не является.
Фрагмент сканворда, составленного для более старшего возраста
Фрагмент сканворда, составленного для старшего детского возраста
Фрагмент детского сканворда, составленного из одних картинок
Фрагмент детского сканворда, составленного из одних картинок

Все детские кроссворды условно можно разделить на две группы: для детей и для подростков. Согласитесь, у подростков все-таки побольше знаний, чем у младших школьников. Поэтому в детских кроссвордах нужно делать больший упор на картинки, а для подростков уже больший интерес будет представлять литературная часть кроссворда. Но и подростковые кроссворды нежелательно делать совсем без картинок. Любой родитель знает, что ребенок из двух книжек выберет ту, которая оформлена красивее и где больше картинок. А все потому, что дети в первую очередь познают мир глазами, то есть визуально. И чем младше аудитория, тем сложнее составлять для не кроссворды. Проще всего составлять (относительно, конечно) с минимумом картинок или совсем без оных. И крайне сложно составлять кроссворды, состоящие из одних только картинок, то есть без определений. Ведь подобрать понятную ребенку картинку сложнее, чем просто описать словами скрытое в кроссворде слово. К тому же, не ко всякому слову можно подобрать картинку, а это опять же резко сокращает словарь используемых при составлении таких кроссвордов слов. Например, ВЕЛОСИПЕД – с ним все ясно и понятно. А как подобрать картинку к таким словам, как, например, УЧЕБА, ТЕЧЕНИЕ, СВЕТ, РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК, ЗЕЛЕНЬ, РИСОВАНИЕ и т.д., и т.п.? Я имею в виду только картинки, без описаний.

Помимо тематических кроссвордов, составленные по каким-либо сказкам, повестям и т.п. произведениям, существуют и обычные, составленные из общеизвестных и распространенных слов. При кажущейся легкости, детские кроссворды составлять на самом деле сложнее, чем кроссворды, рассчитанные на взрослую аудиторию.

При составлении кроссвордов для детей нужно обязательно учитывать некоторые немаловажные моменты. Например, далеко не все слова, привычные для взрослой аудитории, известны детям, а значит словарь, используемый для составления таких кроссвордов, резко сокращается. Что, в свою очередь, отрицательно сказывается на плотности компоновки сеток кроссвордов. А ведь известно, чем меньше плотность сетки, а попросту говоря, чем меньше пересечений, тем труднее решаются такие кроссворды. Например, несколько странно смотрится в детском кроссворде слово ОНАН, если вспомнить, что именно этот библейский персонаж был «родителем» рукоблудия. Думаю, что и такие слова, как БЛИЦКРИГ, ИНАУГУРАЦИЯ, ЦУГЦВАНГ, ЦЗЕДУН, БИРОФИЛИЯ, ЛИДОКАИН и многие другие подобные слова, входят в круг детских интересов. Именно поэтому при составлении детских кроссвордов нужно взвешивать каждое слово, пытаясь взглянуть на него детскими глазами. И именно взгляд «детскими глазами» определяет подход ко второму моменту, на котором я хотел бы заострить ваше внимание. Это определения к словам.

Именно при составлении вопросов или по-другому определений к словам, очень важно учитывать уровень детского восприятия тех или иных слов и понятий, которые мы, взрослые, воспринимаем несколько по иному с высоты наших прожитых лет и жизненного опыта. Не открою большого секрета, если скажу, что к одному и тому же слову можно придумать разные определения. Проще говоря, одни и те же слова можно подать, как говорится «под разным соусом». Для примера возьмем по паре определений для одних и тех же слов:

1. «Род плодовых и декоративных деревьев и кустарников семейства розовые» и «Плод, похожий на лампочку»

2. «Мягкий упругий предмет сферической, либо овальной формы, в основном используемый в спортивных играх» и «Что уронила в речку наша Таня?»
 
Думаю, не нужно спрашивать, какое из определений удобнее, а главное интереснее для детского восприятия. Я специально взял из словарей без изменений первые части из каждой пары определений для более наглядного сравнения возможности подачи одних и тех же слов для взрослой и детской аудиторий.

Очень часто, к сожалению, под рубрикой «Детские кроссворды» можно встретить кроссворды составленные просто примитивно. Авторы таких кроссвордов отталкивались от мысли – детские, значит примитивные. А это заблуждение. Как правило, такие кроссворды и сканворды просто насыщаются детскими картинками, не особо заботясь о подачи литературной части кроссворда. Либо используются хоть и несложные слова, но при этом пересечений настолько мало, что порой полностью разгадать такой кроссворд становится не под силу и взрослому. Когда-то замечательный актер и режиссер Ролан Быков сказал примерно следующее: «Для детей снимать кино нужно так же, как и для взрослых, только еще лучше». Точно так же это можно отнести и к кроссвордам. И не только можно, но и нужно.
Пример сканворда для детей, который включает в себя в себя и картинки и определения к словам
Пример сканворда для детей, который включает в себя в себя и картинки и определения к словам