Мне часто приходят заказы на тематические кроссворды. То есть кроссворды, состоящие из одних только слов, посвященных какой-то одной тематике. Например, по какому-нибудь фильму. Или на тему архитектуры. Ну, и тому подобное. Но еще чаще люди хотят получить тематические сканворды. Именно тема тематики (извините за тавтологию) и подвигла меня на написание этой статьи. Уж очень надоело каждый раз расписывать особенности составления тематических кроссвордов. Дай, думаю, напишу эту статью, выложу ее у себя на сайте, а потом просто буду давать в ответах на нее ссылку.
Начну с того, что практически каждый редактор кроссвордных изданий, либо изданий, в которых, среди прочего, печатается кроссворд или сканворд, рано или поздно хочет видеть на страницах своего издания тематические кроссворды или сканворды. Это «болезнь» всех редакторов, скажем так, не очень сведущих в специфике составления кроссвордов и сканвордов, а особенно начинающих редакторов. Один из редакторов имел желание получать от меня по два тематических сканворда в месяц, причем они должны быть посвящены одной тематике – экономике. Им кажется, что это круто – печатать тематические кроссворды или сканворды. При этом они совсем не принимают в расчет своих читателей. Во-первых, разгадывать тематические кроссворды, перенасыщенные специфическими терминами, скучно. А во-вторых, и главное, а что делать тем, кто не сведущ в данной тематике? Возьмем ту же экономику. Как вы думаете, сколько среди читателей экономистов? Значит все остальные читатели издания, напечатавшего такой кроссворд, попросту перелистнут эту страницу.
Какой же смысл печатать на своих страницах кроссворды, предназначенные для узкого круга людей? Вы спросите: а если это специфическое издание? Отвечаю: читатели покупают такие издания сугубо для профессионального роста. И, начитавшись соответствующих статей, вряд ли им захочется, вместо того, чтобы отдохнуть, еще и заморачиваться с таким кроссвордом.
Предвосхищая ваш вопрос, сразу скажу, что из всего вышесказанного вовсе не следует, что составлять такие кроссворды не нужно. Эти кроссворды оправданы, например, как призовые. Где на горизонте «маячит» приз. Или на общеизвестные темы, например литературные, кинематографические и тому подобные. Но вот в чем закавыка: чем более узкоспециализированная тема, тем труднее разгадывать такой кроссворд. По двум причинам: первая – наличие специализированных терминов, вторая – крайне неудобная для разгадывания сетка. А проще говоря, слишком мало пересечений, что лишает разгадчика подсказок по пересекаемым словам.
О первой причине я высказался чуть раньше. А вот на второй остановлюсь немного подробнее. Тут все дело в резко ограниченном количестве слов. Кстати для составления тематических кроссвордов требуется изучения специализированных справочников, что ведет к резкому удорожанию таких кроссвордов. В своей предыдущей статье я подробно описал прямую зависимость плотности сетки от количества слов в используемом словаре. Проще говоря, чем меньше слов в словаре, тем меньше пересечений. Именно поэтому, вопреки хотению и желанию редакторов, тематические кроссворды пользуются таким небольшим спросом у читателей различных кроссвордных изданий. К тому же и сетка, как правило, у таких кроссвордов некрасивая. Что, отнюдь, не добавляет тематическому кроссворду привлекательности. Например: