Основные особенности макетирования кроссвордно-сканвордных сеток

Кое-что о плотности кроссвордных сеток
 
Рисунок сетки кроссворда сразу, с первого взгляда, дать общее представление о профессионализме его составителя, и, как следствие, а качестве самого кроссворда. Сегодня в Интернете можно найти довольно таки много специализированных программ для создания кроссвордов/сканвордов. Как платных, так и бесплатных. И хотя большинство из этих программ способно справиться с довольно-таки серьезными работами, а так же создавать и другие виды, не только классические кроссворды и обычные сканворды, у них имеется существенный недостаток. Во всяком случае, у большинства из них. А недостаток этот состоит в том, что программисты, пишущие такие программы, весьма далеки от гуманитариев, коими являются в большинстве своем составители кроссвордов. Проще говоря, программисты, как правило, мало сведущи в искусстве, литературе, технике, науке и т.д., и т.п., в то время, как для составителей кроссвордов программирование - темный лес.

Например, по мнению несведущих людей в общем и программистами в частности, вся сложность в составлении кроссвордов заключается в качественном заполнении словами сетки кроссворда/сканворда. Безусловно, это очень важная составляющая искусства создания кроссвордов, но не главная. Гораздо более важнее - это манера подачи определений к словам. Именно они, эти определения, и определяют привлекательность кроссворда для его потребителя - любителя скрасить свой досуг разгадыванием кроссвордов. Но сейчас речь не об этом, а то некоторых особенностях построения кроссвордных сеток.

Слишком редкая сетка, когда черные клетки преобладают над белыми (речь пока идет только о классике), показывает, что составитель особо не "заморачивался", трудясь над макетированием данной сетки. Кроссворд с такой сеткой, даже при использовании только широкораспространенных слов, будет сложновато разгадывать, так как у разгадчика будет слишком мало подсказок в виде букв по пересечениям.

Чем реже сетка, а проще говоря - чем тем меньше в ней пересекаемых букв, тем меньше в ней, в сетке, нужда. Так вообще можно отказаться от сетки и разгадывать слова, читая вопросы, типа викторины. Вспомните чайнворды, где последняя буква одного слова является первой буквой последующего. Тут сетка в принципе не нужна - можно и так писать, цепочкой. Редкая сетка лишает решающего обратной связи или, проще сказать, человек не знает точно, правильное ли слово он вписывает - ведь пересекаемых-то букв очень мало!. Профессиональный составитель кроссвордов должен руководствоваться правилом: разделительная (обычно ее окрашивают в черный цвет) клетка должна не должна "склеиваться" с другими такими же. С другой разделительной клеткой может соприкасаться уголком, в исключительных случаях - стороной. И хотя при макетировании сеток будущих кроссвордов, для достижения многообразия узоров сеток классических кроссвордов, не всегда удается придерживаться этого правила, тем не менее эта формула должна быть главенствующей:
Пример плотной сетки классического кроссворда
Пример редкой сетки с большим количеством примыкающих разделительных клеток
Пример плотной сетки классического кроссворда
Пример редкой сетки с большим количеством примыкающих разделительных клеток
Исключение из этого правила могут составлять разделительные черные клетки, расположенные по краям сетки кроссворда, так как дальше просто нет пересекающих слов и,соответственно, и подсказок в виде пересекаемых букв. Исключение так же могут составлять рад слитных разделяющих клеток, когда пересекаемое слово расположено не, так сказать, «крестиком», а примыкает. То есть пересекает какое-то слово первой или последней своей буквой.

Понимаю, что сие объяснение слишком расплывчато, типа "Ты сам-то понял, что сказал?" Поэтому просто взгляните на эти два фрагмента и вам станет понятно, о чем идет речь:
Фрагмент правого нижнего угла классического кроссворда с плотной сеткой и слитными черными клетками, расположенными по краю сетки
Фрагмент классического кроссворда с плотной сеткой и слитными черными клетками, расположенными внутри сетки
Фрагмент правого нижнего угла классического кроссворда с плотной сеткой и слитными черными клетками, расположенными по краю сетки
Фрагмент классического кроссворда с плотной сеткой и слитными черными клетками, расположенными внутри сетки
 
Очень плотная сетка, когда белых клеточке чуть ли не в два раза больше черных, показывает, что составитель потрудился на совесть, переплетая слова между собой по стольким пересекаемым буквам. Но при этом, составителю явно пришлось использовать менее употребляемые слова, а порой и совсем малоизвестные, что совсем не добавляет кроссвордам привлекательности из-за своей чрезмерной сложности. И задача составителя здесь в том и состоит, чтобы процент таких, скажем, не слишком распространенных слов был невысок. Но и плюс в таких плотных сетках есть - за счет именно этой плотности белых клеток неизвестное слово легче угадать по пересекаемым буквам более известных и, соответственно, разгаданных слов.

Серьезным недостатком потных сеток (особенно это к сканвордам относится) является то, что волей-неволей приходится включать значительное количество 3-х и 4-буквенных слов. А так как общее количество таких коротких слов гораздо меньше слов более длинных, то отсюда и возникают частые повторы одних и тех же коротких слов. Поэтому, чаще, чем хотелось бы, приходится составителю использовать фамилии, географические названия, специфические термины, дабы, по-возможности, разнообразить кроссворды.

Использование малоупотребляемых слов в некоторой степени позволяет избежать возникающей от бесконечных повторов скуки, но может вызвать у человека, разгадывающего такой кроссворд, справедливое возмущение от чрезмерной энциклопедичности кроссвордов. Поэтому процент включения таких слов должен быть небольшим от общего числа слов в кроссворде. Иначе неизбежна негативная реакция потребителя на ваши работы, типа: «Эй, составители. Вы что, энциклопедию составляете, или технические справочники вместе с географическими?".

Со сканвордами еще сложнее. Ведь в чем различие классических кроссвордов от скандинавских? Именно в построении сетки. Если в классике черные клетки, в принципе, можно ставить где угодно, то в сканворде этого не сделаешь, так как каждое слово должно начинаться от своей «черной» клетки. То есть от разделительной клетки, в котором стоит определением к этому слову. Если в классике, может быть любое количество черных клеток, то в сканворде количество «черных» клеток (клеток с определениями) должно точно соответствовать количеству слов. В некоторой мере спасительным является разделение целой клетки на две половинки. Но тогда страдает информативность определений. В самом деле, много ли информации о зашифрованном слове можно «втиснуть» в половинку клетки?

Как я уже говорил, у сканворда сетка неизбежно плотнее, чем у классического кроссворда, что обусловлено спецификой классики и сканворда. Поэтому и процент повторений коротких слов в сканворде намного выше, чем в классике. Почему именно коротких? Да потому, что коротких слов намного меньше, чем длинных. Например, в моем словаре общее количество слов почти 18.000. Из них двухбуквенных – 75 штук (хотя я их и не использую), трехбуквенных – 658, четырехбуквенных 1 767, пятибуквенных – 3 285 и так далее.

За годы своей работы, я научился составлять сканворды без использования двухбуквенных слов и с минимальным количеством трехбуквенных. Это, правда, привело к неизбежному «засилию» четырех-, пяти- и шестибуквенных слов в сетках сканвордов. Но это уже не так страшно, учитывая количество таких слов в словаре.

Есть еще одна особенность скандинавских кроссвордов, от которой в большой степени зависит повторение одних и тех же слов, и которую практически невозможно преодолеть. Если в классическом кроссворде идет более-менее равномерное чередование белых и черных клеток, то в скандинавском, в силу зависимости слов от клеток с определениями, этого добиться невозможно. Отчего большинство слов практически полностью «открыто». То есть, в большинстве слов в сканворде большинство букв пересекаются. От этого в любом сканворде слишком велик процент слов, начинающихся с гласных букв. А слов, начинающихся с гласных букв, у нас неизмеримо меньше, чем слов, начинающихся с согласных. Например, в моем словаре слов, начинающихся с буквы «К» - 1.700 штук, тогда как слов, начинающихся с буквы «Е» - всего 124. А ведь, помимо того, что буква «Е» встречается в середине слова, очень часто эта буква стоит и в конце. Например, ВЕЛЕНИЕ, КАТАНИЕ, МОЛЧАНИЕ, КУРЕНИЕ и так далее. Как видите, в таких случаях к букве «Е» добавляется еще и буква «И». А слов, начинающихся с буквы «И», к примеру, в моем словаре – всего 470 штук. Чуть ниже я привел пару примеров сканвордов с плотной и относительно редкой сетками:
Фрагмент сканворда с плотной сеткой
Фрагмент сканворда с относительно редкой сеткой
Фрагмент сканворда с плотной сеткой
Фрагмент сканворда с относительно редкой сеткой
 
Учитывая все это, сетку сканворда я строю, стараясь, по возможности, использовать принцип классического кроссворда. То есть, чередования открытых и закрытых клеток. Правда, при этом несколько страдает плотность сеток, так что приходится стараться, так сказать, сочетать несочетаемое. К тому же, в любом сканворде имеются места, где классический способ построения сеток применить крайне затруднительно. Например, правый нижний угол. Из-за связи слов с клетками с определениями, у этого угла всегда высокая, практически стопроцентная плотность пересечений слов. И именно в этом углу наибольшая вероятность повторений слов. Видимо плотная сетка все-таки не для русского языка:
Фрагмент правого нижнего угла сканворда
Фрагмент правого нижнего угла сканворда
 
Некоторые составители, правда, пытаются выйти за столь жесткие рамки, объединяя в единое целое двух и более клеток для определений. И такие сканворды получают все большее распространение, так как в них объединены положительные моменты классических кроссвордов и сканвордов. От «классики» взята возможность использования большего количества слов, содержащих в себе сложные для пересечения буквы (типа букв «Щ», «Ъ») в виду своей «редкости», чего крайне трудно достичь в сканвордах из-за специфичности макетирования их сеток. А от сканвордов взято их главное преимущество – особенность расположения определений. Проще говоря, где слово, там и определение. И не нужно бегать глазами по странице в поисках нужного определения, а потом обратно, в поисках нужной горизонтали или вертикали, как это приходится делать при разгадывании классических кроссвордов. Этакий гибрид «классики» и сканворда.

К слову сказать, я и сам, наряду с обычными сканвордами, начинаю понемногу применять такой вид сканвордов. Конечно для тех редакций, которые приемлют такой формат:
Фрагмент гибрида сканворда и классического кроссворда
Фрагмент гибрида сканворда и классического кроссворда

Немного о зарубежных кроссвордах. Американцы и англичане блистают, конечно, плотными сетками кроссвордов. Но, если сравнить русский и английский языки по количеству слов, присущих обычной лексике, то различия очевидны. Как говорится, "почувствуйте разницу". Не говоря о том, что в английском языке вообще больше слов при меньшем количестве букв, Кроме того, правила составления английских кроссвордов позволяет им использовать самые разные слова, а не только существительные, как это принято у нас. В англоязычных кроссвордах позволительно использование сочетаний из двух слов, например, таких как без пробела имя в паре с фамилией. Таким образом, учитывая, что в английском языке более 600.000 слов, общее число наиболее коротких слов (четырех-, пяти- и шестибуквенных) достигает порядка 80.000. Согласитесь, с такой словарной базой намного легче составлять кроссворды, учитывая то, что из коротких слов «плести» сетку намного легче, чем из длинных.

В русском языке словари для, применяемые для составления кроссвордов, насчитывает порядка 14.000 – 18.000 слов с наибольшим процентом именно длинных слов, то есть шести-, семи-, восьми- и девятибуквенных. Да и то, словарь из 18.000 – это уже с некоторым использованием слов, скажем так, не слишком распространенных. Это касается сканвордов в силу особенностей построения их сеток. В классических кроссвордах процент длинных слов, конечно, намного выше.

Кроме того, английский язык в этом случае выигрывает еще и в том, что в английском алфавите всего 26 букв, тогда как в нашем целых 33. А это очень существенно: согласитесь, переплетать между собой 26 букв намного легче, чем 32! Почему? Да потому, что, чем меньше букв в алфавите, тем чаще они встречаются в словах. Да и составить неповторяющуюся «мозаику» англичанину, имеющему на вооружении 80.000 слов намного легче, чем нам со своими 18.000. К тому же процент редко встречающихся букв в английском языке намного ниже, чем в русском.

К чему я все это так подробно описываю? Во-первых, я попытался объяснить читателю, неискушенному в столь сложном деле, как составление кроссвордов, почему же, все-таки, так часто повторяются отдельные слова в кроссвордах. А, во-вторых, я попытался донести основную свою мысль – во всем нужна «золотая середина», гармоничность.

P.S. Если кому интересно:
* В русском языке нет чисто русских слов, начинающихся с буквы «А» и на букву "Ф" (не считая имен).
* Буква «Ё» в русском языке всегда ударная.