Основные требования к сканвордным стрелкам

Виды и различия стрелок в сканвордах
 
   Как мы помним, основное отличие сканвордов от классических кроссвордов состоит в том, что в классических кроссвордах все вопросы-определения пронумерованы соответственно номерам слов в сетке и расположены за пределами самого кроссворда, тогда как в сканвордах определения находятся внутри сетки сканворда и всегда расположены возле первой буквы искомых слов:
Классический кроссворд
Фрагмент сканворда
Фрагменты классического кроссворда и сканворда
Именно такое расположение вопросов-определений к словам в сетке сканворда и обуславливает присутствие стрелок, которые указывают:
        а) на первую клетку искомого слова
        б) направление, в котором нужно вписывать искомое слово
   Назначение стрелок – показать разгадчику, откуда начинать вписывать в сетку разгаданное слово и в каком направлении:
Фрагмент сканворда со стрелками, иллюстрирующие их назначение
 
   Лет 15-17 назад, когда только-только появились первые сканворды, и, соответственно, еще не было никаких более-менее четких правил их составления, каждый составитель делал сканворды так, как у него получалось. Проще говоря, кто во что горазд. Почему? Да потому, что в то время специализированных программ еще не было и все головоломки составлялись исключительно вручную. И, если с макетированием классических сеток и заполнением их словами составители более-менее справлялись, то со сканвордами все гораздо сложнее. Ну, саму-то сетку смакетировать не так уж и сложно, а вот заполнить ее словами - уже проблематично. Почему? Поясню. В классике сначала рисуют (макетируют) сетку, а затем заполняют ее словами. В сканвордах так, в виду компьютерных программ и высокой плотности сеток, в то время не получалось. Приходилось строить сетку с одновременным заполнением ее словами. По принципу, "куда кривая вывезет". Ну, а так как слова в сетке сканвордов нужно было как-то увязывать не только между собой, но и с разделительными клетками, в которых еще и определения к этим словам нужно было вписывать, авторы придумывали множество самых разных стрелок, указывающие в самые разные направления. Проще говоря, не слова подгоняли под сетку, как в классике, а наоборот - сетку под те слова, которые удавалось "впихнуть", что зачастую сильно затрудняло разгадывание подобного рода сканвордов

Со временем мастерство составителей совершенствовалось, и применение такого рода стрелок, как встречные и проходные стало признаком непрофессионализма. Ныне профессиональные составители при макетировании сканвордов стараются применять только такие стрелки, которые четко указывают начало и направление искомых слов:
Примеры стрелок, применявшихся в первых сканвордах
Фрагмент сканворда с основными видами стрелок
Примеры стрелок, применявшихся в первых сканвордах
Фрагмент сканворда с основными видами стрелок
На сегодняшний день из тех, первых, стрелок остался еще один вид стрелок, которые я бы назвал вспомогательными. Они применяются значительно реже указанных чуть выше видов стрелок и их применение, скажем так, не очень желательно, так как они, на мой взгляд, несколько сбивают с толку разгадчика. Во всяком случае я такие стрелки в своих работах не применяю:
Виды вспомогательных стрелок
Виды вспомогательных стрелок
Фрагмент зеркального сканворда
Фрагмент зеркального сканворда
Исключеним из вышеописанных правил применения стрелок является такой вид сканвордов, как зеркальный сканворд. Точнее двойной зеркальный. Но это обычный сканворд дважды перевернутый: один раз вокруг вертикальной оси и один раз вокруг горизонтальной оси. Поэтому и все стрелки в нем расположены соответственно перевернутыми. Разгадывается такой сканворд не как обычно – слева направо и сверху вниз, а наоборот – снизу вверх и справа налево:

Применение такого, на первый взгляд, ограниченного числа видов стрелок, конечно, несколько усложняет задачу, но составитель, в первую очередь, должен думать о том, насколько будущий сканворд будет не только интересным, но и, если можно так выразиться, комфортным. Потому что, именно от таких показателей, в общем и целом, и зависит, будут ли работы составителя пользоваться спросом у потребителя, что, в свою очередь, обуславливает – заработает ли составитель себе на кусочек белого хлеба с маслом.