Почему изначально в сканвордах не было букв "Ё" и "Й" или еще раз о повторах в сканвордах

Трудности использования этих букв при составлении сканвордов
Иногда мне приходят заказы, в которых, среди прочих требований, присутствует раздельное применение букв Е, Ё, И и Й. Это касается российских изданий и отчасти белорусских. Я говорю "отчасти" потому что желания разделять буквы Е и Ё в Беларуси пока не наблюдается.  Вроде бы все правильно, люди борятся за чистоту русского языка и это, по идее, должно приветствоваться. Почему же, в таком случае, я решил заострить внимание на этих буквах - Ё и Й? Дело в том, что не все так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому давайте остановимся поподробней на самостоятельности каждой из этих букв - Ё и Й.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Мало кто знает, что буква Ё вообще никогда не была исконно русской буквой. Более того, до 18-го века такой буквы вообще не было в русском языке! К примеру, церковники, читая молитвы и проповеди на церковно-славянском языке, который как раз и является старорусским языком, говорят "братья и сЕстры", "житие моЕ". Букву Ё придумала и предлагала ввести в 1783 году Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II. Но применять эту букву в русском языке начал другой человек - историограф и поэт Николай Михайлович Карамзин. В 1918 году буква Ё была исключена из орфографии, а уже в наше, можно сказать, время, в 1956 году вышли в свет (и до сих пор действующие) орфографические правила, согласно которым буква "Ё" должна применяться факультативно. То есть, в тех случая, в которых возможно разночтение некоторых слов, например:

  • всё для вас - все для вас
  • совершённое действие - совершенное действие
  • в суете суёт - в суете сует

А также в справочниках, в детской литературе, имеющей обучающее значение, и т.д. Введение этих орфографических правил было, в основном, продиктовано следующими причинами:

  • написание буквы Ё затрудняет написание текста вручную - приходится "возвращаться" к написанной букве Е и делать два дополнительных движения, то есть, "прицелившись", ставить две точки. В отличие от буквы Й, закорючка над которой (кстати, любой произвольной формы, в отличие от точек над Ё, которые не поставишь как попало), легко ставится мимолетным росчерком.
 
  • эта же буква затрудняет чтение - взгляд как бы "цепляется" за точки над буквой, замедляя чтение (вспомните для примера, как неудобно читать детские книжки, в которых  над всеми словами стоят ударения).
Вот так примерно мы цепляемся взглядом за точки над Ё
 
Ну что ж - надо, так надо. Я вовсе не пытаюсь доказать, что буква Ё не имеет право на существование - все течет, все изменяется. Изменяются и правила правописания. А заказывает музыку тот, кто платит - так что не мне указывать редакторам что и как делать, а им мне. Но дело в том, применение относительно редких букв в словах, крайне затрудняет заполнение словами сканвордных сеток. И вот в причинах этой проблемы мы и попробуем разобраться в этой статье.

Начнем с того, что к редким буквам в словах относятся Ё, Й, Ш, Щ, Ы, Ь, Ъ, Э и Ю. Несколько более часто применяются Ж, З, Ф, Х, Ц, Ч и Я. Говоря "редкие" и "мало употребляемые" я имею ввиду то, что в русском языке гораздо меньше слов с указанными буквами, по сравнению со словами со всеми остальными буквами. Представьте себе, как трудно уложить в общую кладку кирпич с нестандартными размерами - так примерно и с "нестандартными" словами, то есть со словами, включающими в себя вышеперечисленные буквы. Заметьте, речь идет именно о сканвордах, а не о классических кроссвордах. Тут все дело в особенностях построения тех и других сеток.

В классических кроссвордах идет более менее равномерное чередование черных (промежуточных) и белых клеток, в следствие чего, слова пересекаются между собой через букву. При таком построении сеток значительно легче увязать между собой и длинные слова, и слова с мало употребляемыми буквами, которые, порой, могут просто "прятаться" между соседними черными клеточками. Особенность же построения сканвордных сеток в том, что в роли промежуточных клеток в них выступают клетки с определениями, а их не поставишь куда попало. К тому же, в отличие от классики, в сканвордах число этих клеток всегда соответствует числу слов. Отсюда вытекает высокая плотность пересечения слов, которые зачастую пересекаются практически всеми своими буквами. А чем выше плотность пересечений, тем труднее увязывать между собой слова. Согласитесь, что гораздо легче увязать с другими словами, например, слово АРА или РАСА, чем СИНХРОФАЗОТРОН или ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
 
Как я уже писал, применение редких букв крайне затрудняет составление сканвордов. Слова с такими буквами реже «обычных» (то есть, без редких букв) встречаются в сканвордах. Причина в том, что этим редким буквами им нужно пересекаться с точно такими же буквами в других словах. А далеко не всегда эти "другие" слова, в свою очередь, удается увязать с остальными словами.
 
Теперь рассмотрим в упрощенном виде, как заполняет сетки компьютерная программа. Ручное заполнение мы сразу отбрасываем, как крайне несовершенное - любая, самая слабая программа делает это лучше и быстрее человека. Итак, приступим. Начнем с того, что любая программа, в виду отсутствия интеллекта, заполняет сетки путем простого последовательного перебора всего имеющегося в ее распоряжении словаря. И, как только ей попадается слово, совпадающее по пересекаемым буквам, она его вставляет в нужное место. Теперь представим, что в некий момент программа вставила слово, содержащая в себе редкую букву, которая пока еще ни с чем не пересекается и посему ничему не мешает. Далее, программа начинает подбирать пересекающие слова уже к этому слову и в какой-то момент, натыкаясь на редкую букву, начинает пытаться подобрать пересекающее слово, которое бы:
  • подходило по длине
  • совпало бы с этой редкой буквой
  • совпадало бы с буквами других пересекаемых слов
И хороше, если программа находит в своем словаре подходящее слово. Если же таковое не находится, то она возвращается назад, заменяет предыдущее слово и уже к нему начинает подбирать пересечение. Если и это не помогает, то программа возвращается на два шага назад и так далее. Все это ведет к тому, что программа, зачастую, как бы старается избавиться от слова с редкой буквой, что, в свою очередь, увеличивает вероятность вставки более удобных слов (без редких букв и с более равномерным чередованием гласных и согласных букв, типа АРАК, АТАКА, ТАРАН и пр.), которые лучше других подходят (переплетаются) к большему количеству самых разных слов. Именно к этим словам "приклеивают" ярлыки - слова-паразиты.
Атака как слово-паразит

Теперь взглянем, что получается на примере словаря, который я использую в своей работе. Понятно, что львиную долю любого словаря занимают длинные слова (от 6 букв и выше). Ведь, чем больше букв в словах, тем больше вариантов их сочетаний, а проще говоря, больше этих слов. Но длинные слова прекрасно подходят для классических кроссвордов, в которых, как мы уже поняли, не такие ограниченные условия для пересечений в сравнении со кроссвордами сканвордного типа. И именно из-за сложности заполнения сканвордного типа сеток, любые сканворды состоят, в большинстве своем, из слов, состоящих из 4-х, 5-и, 6-и и реже - 7-и букв.. Слова, длиной 8 букв и выше, вообще редкие посетители сканвордов. 2-буквенные слова мы здесь рассматривать не будем, так как применение таких слов - признак явного непрофессионализма. С 3-буквенными словами дела обстоят несколько иначе. Учитывая, что 3-буквенных слов в словаре, как говорится, всего ничего, применять их не возбраняется, но все же нежелательно. По той простой причине, что короткие слова, в виду как раз их малочисленности, повторяться будут чаще - чем короче слова, тем чаще они повторяются. Именно по этой причине, в сканвордах число повторов слов слов из 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти букв в сканвордах намного выше, чем в кроссвордах

Учитывая все вышесказанное, сам собой напрашивается вопрос (который, кстати, мне частенько и задают): "Но вот при всех таких ограничениях все равно в словаре не одна тысяча слов - разве нельзя избежать повторов при такой массе слов?" Вроде бы вопрос резонный, но не следует забывать, что слова - это как кирпичи разных размеров, лежащих большой кучей. Из них можно сложить небольшую стенку, но все кирпичи использовать не удастся - в любом случае придется использовать какое-то количество одинаковых кирпичей. Пример, конечно, притянут за уши, но приведен он мной для простоты восприятия - почему же, все таки, нельзя использовать все кирпичи, пардон, слова в сканвордах одной партии, и тем самым избежать повторов.

К тому же, это просто невозможно по той простой причине, что в сканвордах количество черных промежуточных клеток (где в дальнейшем будут располагаться определения к словам) всегда должно соответствовать количеству слов в сканворде. Причем стоять все эти клетки должны в строго определенных местах, а именно возле первой буквы слова, к которому в этой самой клетке в дальнейшем будет располагаться определение.

В классических же кроссвордах количество черных разделительных клеток не ограничено, как не ограничено и их местоположение. Проще говоря – ставь их сколько хочешь и где хочешь. Не говоря уж о том, что в классических кроссвордах в словах меньше пересечений, чем в сканвордах, а значит их гораздо легче переплетать друг с другом.

Идем дальше. Для наглядности представим себе, что нами взято некое количество (к примеру, несколько десятков) пусть даже не разнообразных, а идентичных конструкторов. Причем, каждый из этих конструкторов состоит из множества самых разных деталей. И вот, все это ссыпали в одну кучу и перемешали. Теперь давайте мысленно попробуем собрать из всей этой кучи деталей три-четыре-пять десятков не идентичных, но однотипных конструкций (по габаритам, но не по содержанию).

При этом необходимо постараться, чтобы ни в одной из собранных конструкций не повторялась ни одна из данных нам деталей. Понятное дело, что некое количество конструкций (причем хоть и однотипных по габаритам, но разнообразных по содержанию) таким образом нам собрать удасться, но дальше дело затормозится. И причиной тому будет то, что просто-напросто у нас закончатся наиболее удобные в сборке небольшие детали (с унифицированными, то есть, однотипными креплениями), которые удобно состыкуются со многими другими деталями. Такие унифицированные детали (ведь более крупные детали и соединять между собой сложнее) выступают в роли как бы связующих, помогая состыковывать между собой другими, более крупные, детали. Что нам делать дальше? Только повторять (дублировать, если угодно) уже ранее использованные. детали. в применении к сканвордам такие связующие детали как раз и являются теми самыми, так называемыми, словами-паразитами. А если ко этому добавить еще и какие-то ограничения? К примеру, резьба на всех винтиках должна быть как левая, так и правая. В нашем случае - это как раз то самое применение раздельных букв Е и Ё и И и Й. Конечно же, при таких условиях конструкций собрать удасться еще меньше.

Но вернемся к нашим баранам. В смысле - продолжим. Итак, что мы имеем:
  • словарь, применяемый для составления сканвордов, состоит в основном из 4-х, 5-и, 6-и и, в меньшей степени, 7-буквенных слов.
  • наличие слов с мало употребляемыми буквами
  • высокая плотность сеток
Вот три основных фактора, весьма затрудняющие составление сканвордов, что, в свою очередь, приводит к увеличению повторов.

Вы, конечно понимаете, что, чем меньше букв в словах, тем меньше вариантов комбинаций этих букв, а, попросту, меньше и самих этих слов. Например, тот словарь, которым пользуюсь я, округленно включает в себя:
  • 3-буквенных – 600 штук
  • 4-буквенных – 1 600
  • 5-буквенных – 3 000 шт.
  • 6-буквенных – 3 500 шт.
Ну и так далее.

И понятно, что чем меньше слов, тем чаще они будут повторяться – выбор-то небольшой. Вот и получается, что для того, чтобы избавиться от повторов, нужно больше длинных слов и меньше коротких, а вот этого в сканвордах достичь, при всем желании невозможно. Чего, кстати, не скажешь о классических кроссвордах.
Наглядную демонстрацию причин повторов в сканвордах слов-паразитов,
а так же того, как на самом деле вредят сканвордам буквы Ё и Й, смотрите в этом видео-ролике:
 
Упрощенно все проблемы, влияющие на сложность заполнения сканвордных сеток, влекущей, в свою очередь, за собой большое количество повторов, можно выразить так:
  • чем больше длинных слов в сканворде - тем меньше общее число слов в сканворде (общее количество клеток при этом в сканворде-то не увеличивается)
  • чем меньше слов в сканворде – тем меньше промежуточных клеток (то есть, клеток с определениями)
  • чем меньше промежуточных клеток – тем больше пересечений между словами, а, проще говоря, - выше плотность сетки сканворда
  • чем выше плотность сетки сканворда – тем труднее ее заполнить словами

А теперь небольшой экскурс в недавнее прошлое. В самом начале, когда сканворды только-только появились в них присутствовала буква Й как самостоятельная (о букве Ё речь вообще тогда не шла). Позже, в силу вышеуказанных причин, от нее отказались. Согласитесь, что смысл слов, в которых Й заменена на И, никак не страдает. Не говоря уж о букве Ё. К сожалению, с остальными редкими буквами так не схитришь. И те редакторы, которые настаивают на применении в сканвордах раздельных букв И, Й, Е и Ё, в погоне за правильностью написания слов, на самом деле только ухудшают качество сканвордов, увеличивая количество повторов отдельных слов, прозванными словами-паразитами, с которыми так борятся. Кстати, запретительными методами бороться со словами-паразитами нет смысла: если запретить применение одних слов, их место тут же займут другие. Как говорится, свято место пусто не бывает. Дело вовсе не в словах-паразитах, а в проблемах, вызывающих их появление. Это все равно, что бороться с пьянством методом вырубки виноградников.
 
Еще одна причина частых повторов слов - погоня за большой площадью сканвордов с мотивировкой о желании читателей иметь побольше слов для разгадывания, то есть, как бы, иметь побольше полезной площади. Некоторые редакторы для этого стараются делать сканворды:
  • больших размеров
  • без картинок
  • уменьшать размеры клеток (чтобы побольше влезло)
  • Давайте разберем эти три пункта по отдельности:
  • Большие размеры: чем больше размер сканворда, тем, соответственно, программе труднее его заполнять, что приводит к увеличению повторов. Зачастую, чтобы программа могла справиться с заполнение нескольких больших сканвордов в одной партии, а то и просто одного большого сканворда (например на целый разворот), приходится уменьшать плотность сетки. А это невозможно без введения значительного числа 5-х, 4-и, а то и 3-буквенных слов, что неизменно влечет за собой увеличение повторов (как мы знаем, чем короче слова, тем их меньше в словаре, в виду уменьшения количества комбинаций букв в словах). В этом смысле, полезнее сделать на месте одного большого пару сканвордов меньшего размера - и площадь практически та же, и повторов меньше.
  •  
  • Без картинок: то же самое, программе труднее заполнять такие сканворды (опять же, увеличение повторов), не говоря уж о том, что без картинок сканворд смотрится "слепо" и менее привлекательно, чем с картинками.
  • Уменьшение клеток приводит к тому, что приходится уменьшать шрифт определений, находящихся в этих клетках, что не лучшим образом сказывается на восприятии таких сканвордов, так как читать такие измельченные определения становиться затруднительно. Особенно людям с ослабленным зрением. Проще говоря тем, кто носит очки.
  •  
А, если к этому прибавить выше описанные проблемы с редкими буквами, да еще раздельное написание И, Й, Е и Ё, то проблема повтором встает очень остро. С которой, безусловно, нужно бороться, но, учитывая все выше сказанное, порой весьма и весьма затруднительно.

Хочу уточнить, что говоря о повторах, я имею ввиду повторы не в одном сканворде, что, естественно, недопустимо. Речь ведется о повторах в сканвордах в рамках одного сборника (заказа, партии).

И напоследок: у меня остается надежда на то, что кто-то из редакторов, прочитав эту статью, поймут, что ставя составителя в жесткие рамки, типа разделения Е, Ё, И, Й, больших размеров сканвордов, отсутствие картинок в них и т.п., они на самом деле не повышают качество сканвордов для своих изданий, а, наоборот, существенно снижают его. Может все же лучше из двух зол выбрать меньшее, раз не получается достичь стопроцентного качества? Может стоит снизить столь жесткие рамки, зато получить более разнообразные сканворды? Разве, разгадав, к примеру, слова ГЕНИИ или САМОЛЕТ, читатель не поймет, что это именно ГЕНИЙ и САМОЛЁТ?

И с буквой Ё - может стоит пойти на компромисс, оставив ее в определениях там, где она нужна, но в ответах к ним все же заменить на букву Е? Ну не справочник же вы составляете, в конце концов, господа редакторы, так болеющие за чистоту русского языка!
Вот так примерно и создаются кроссворды.