Почему изначально в сканвордах не было букв "Ё" и "Й" или еще раз о повторах в сканвордах

Трудности использования этих букв при составлении сканвордов
Иногда мне приходят заказы, в которых, среди прочих требований, присутствует раздельное применение букв Е, Ё, И и Й. Это касается российских изданий и отчасти белорусских. Я говорю "отчасти" потому что желания разделять буквы Е и Ё в Беларуси пока не наблюдается.  Вроде бы все правильно, люди борятся за чистоту русского языка и это, по идее, должно приветствоваться. Почему же, в таком случае, я решил заострить внимание на этих буквах - Ё и Й? Дело в том, что не все так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому давайте остановимся поподробней на самостоятельности каждой из этих букв - Ё и Й.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Мало кто знает, что буква Ё вообще никогда не была исконно русской буквой. Более того, до 18-го века такой буквы вообще не было в русском языке! К примеру, церковники, читая молитвы и проповеди на церковно-славянском языке, который как раз и является старорусским языком, говорят "братья и сЕстры", "житие моЕ". Букву Ё придумала и предлагала ввести в 1783 году Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II. Но применять эту букву в русском языке начал другой человек - историограф и поэт Николай Михайлович Карамзин. В 1918 году буква Ё была исключена из орфографии, а уже в наше, можно сказать, время, в 1956 году вышли в свет (и до сих пор действующие) орфографические правила, согласно которым буква "Ё" должна применяться факультативно. То есть, в тех случая, в которых возможно разночтение некоторых слов, например:

  • всё для вас - все для вас
  • совершённое действие - совершенное действие
  • в суете суёт - в суете сует

А также в справочниках, в детской литературе, имеющей обучающее значение, и т.д. Введение этих орфографических правил было, в основном, продиктовано следующими причинами:

  • написание буквы Ё затрудняет написание текста вручную - приходится "возвращаться" к написанной букве Е и делать два дополнительных движения, то есть, "прицелившись", ставить две точки. В отличие от буквы Й, закорючка над которой (кстати, любой произвольной формы, в отличие от точек над Ё, которые не поставишь как попало), легко ставится мимолетным росчерком.
 
  • эта же буква затрудняет чтение - взгляд как бы "цепляется" за точки над буквой, замедляя чтение (вспомните для примера, как неудобно читать детские книжки, в которых  над всеми словами стоят ударения).
Вот так примерно мы цепляемся взглядом за точки над Ё
 
Ну что ж - надо, так надо. Я вовсе не пытаюсь доказать, что буква Ё не имеет право на существование - все течет, все изменяется. Изменяются и правила правописания. А заказывает музыку тот, кто платит - так что не мне указывать редакторам что и как делать, а им мне. Но дело в том, применение относительно редких букв в словах, крайне затрудняет заполнение словами сканвордных сеток. И вот в причинах этой проблемы мы и попробуем разобраться в этой статье.

Начнем с того, что к редким буквам в словах относятся Ё, Й, Ш, Щ, Ы, Ь, Ъ, Э и Ю. Несколько более часто применяются Ж, З, Ф, Х, Ц, Ч и Я. Говоря "редкие" и "мало употребляемые" я имею ввиду то, что в русском языке гораздо меньше слов с указанными буквами, по сравнению со словами со всеми остальными буквами. Представьте себе, как трудно уложить в общую кладку кирпич с нестандартными размерами - так примерно и с "нестандартными" словами, то есть со словами, включающими в себя вышеперечисленные буквы. Заметьте, речь идет именно о сканвордах, а не о классических кроссвордах. Тут все дело в особенностях построения тех и других сеток.

В классических кроссвордах идет более менее равномерное чередование черных (промежуточных) и белых клеток, в следствие чего, слова пересекаются между собой через букву. При таком построении сеток значительно легче увязать между собой и длинные слова, и слова с мало употребляемыми буквами, которые, порой, могут просто "прятаться" между соседними черными клеточками. Особенность же построения сканвордных сеток в том, что в роли промежуточных клеток в них выступают клетки с определениями, а их не поставишь куда попало. К тому же, в отличие от классики, в сканвордах число этих клеток всегда соответствует числу слов. Отсюда вытекает высокая плотность пересечения слов, которые зачастую пересекаются практически всеми своими буквами. А чем выше плотность пересечений, тем труднее увязывать между собой слова. Согласитесь, что гораздо легче увязать с другими словами, например, слово АРА или РАСА, чем СИНХРОФАЗОТРОН или ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.