Устами младенца. Перлы моего внука Егора Карбан
В виде предисловия небольшое отступление. Много лет назад мы с моей маленькой дочкой Викой
возвращались домой. Была уже ночь. Именно тогда Вика впервые увидела на небе полную луну
и радостно закричала: "Папа, смотри - дырка в небе!".
Сейчас Вика сама стала мамой и регулярно записывает за сыном его перлы,
некоторые из которых я и предоставляю вашему вниманию.
2 года 5 месяцев
Учит стишок: «Зайку бросила хозяйка» Повторяет за мамой. Мама: «Скажи «Зайку», Егор: «Зайку», Мама: «Бросила», Егор: «Бросила», Мама: «Хозяйка», Егор: «Хозяйка», Мама: «Теперь скажи все вместе», Егор: «Зайку бросила …» Мама: «А дальше? Кто бросил?» Егор думал, думал, вспоминал, потом говорит: «Тетя!»
2 года 10 месяцев
В семье его называют «зайчиком». Как-то раз мама у него спрашивает: «Егорка, ты у нас зайчик?». Егор подумал и говорит: «Нет, я – хороший мальчик».
3 года
На прогулке. Папа несет его на плечах. Спрашивает: «Егор, ты не устал сидеть?» Егор: «Нет, я вон там устану»,- и показывает на подъезд своего дома. Когда возле подъезда папа снял его с плеч, Егор, потирая попу, с укором сказал ему: «Совсем мою попу замучил!»
3 года 5 месяцев
Детская логика. Егор сидит и сосет пальчик. Мама говорит ему: «Ты что, маленький?», Егор: «Нет, я уже большой». Мама: «Если не маленький, зачем пальчик сосешь?», Егор (показывая большой палец): «Так я же большой пальчик сосу!»
3 года 6 месяцев
Папа купил ему банан. Егор его съел, сел и задумался. Потом спрашивает: «Папа, я большой или маленький?». Папа: «Большой». Егор: «Тогда почему ты мне банан купил маленький?»
3 года 7 месяцев
Мама с папой заметили, что Егор что-то притих. Смотрят – а он часто моргает. Папа спрашивает: «Егор, ты что делаешь?». Егор: «Свет выключаю»
3 года 8 месяцев
Мама его спрашивает: «Егор, почему у тебя колготки мокрые? Ты что, описался?» Егор: «Нет, это я плакал»
3 года 8 месяцев
Говорит маме: «Мама, давай поиграем. Я буду твой папа, а ты мой ребенок» Мама: «Ладно, давай поиграем». Егор: «Ребенок, а ну-ка, быстро собирай игрушки!»
3 года 9 месяцев
На прогулке. Егор кинул камень в мальчика. Мама: «Егор, ты зачем в мальчика камень кинул?» Егор (удивленно): «Так я же не попал»
3 года 9 месяцев
Съел банан и еще просит. Мама: «Егор, у тебя совесть есть? Ты ведь уже один съел!» Егор (вздыхает): «Совесть есть. Банана нет…»
3 года 10 месяцев
Знакомая его спрашивает: «Мальчик, тебя как зовут?» Егор: «Не знаю». Знакомая: «Как не знаешь? Папа тебя как зовет?» Егор: «Иди сюда»
3 года 10 месяцев
Мама идет в магазин. Егор просит: «Купи мне что-нибудь», Мама: «Что?», Егор: «Конфетку», Мама: «А может, что-нибудь другое?», Егор (задумывается): «Тогда две конфетки»
3 года 11 месяцев
Идет с папой гулять. В подъезде увидел лежащего пьяного соседа. Спрашивает: «Папа, а зачем дядю выкинули?»
3 года 11 месяцев
Мама слышит, как Егор в другой комнате дарит игрушку своей подружке Соне. Соня: «Ты мне правда даришь?», Егор: «Правда, только ты завтра принеси»
3 года 11 месяцев
Мама уходит в магазин. Егор спрашивает: «Мама, ты мне что-нибудь купишь?», Мама: «Ладно, что-нибудь куплю», Егор: «Я так буду по тебе скучать!»
4 года
Жалуется маме на свою подружку: «Я больше Соню не люблю», Мама: «Почему?» Егор: «Я ее целую, а она мне фигу показывает»
4 года
Егора укладывают спать. Егор: «Мама, включи свет», Мама: «Зачем?», Егор: «Мне спать не видно»
4 года
Пришел с прогулки и рассказывает маме: «Мне на улице какой-то мальчик язык показал», Мама: «А ты что?», Егор: « А я сказал – сам дурак!»
4 года 1 месяц
Папа пришел усталый с работы и лег отдохнуть. Егор бегает и шумит. Мама: «Егор, потише, ты папе спать мешаешь». Егор подбегает к спящему папе и, тормоша его за плечо, спрашивает: «Папа, я тебе спать не мешаю?»
4 года 1 месяц
Мама пришла домой, а Егор сидит надутый. Мама спрашивает: «Егор, что случилось?» Егор: «Меня папа обидел», Мама: «А на меня почему обижаешься?» Егор: «Так твоим же тапкам!»
4 года 1 месяц
Разглядывает себя в зеркале: «Мама, я красивый?», Мама: «Красивый. Когда вырастешь – девочки за тобой бегать будут», Егор: «Пусть бегают. Все равно не догонят»
4 года 2 месяца
Чихнул. Смотрит – все молчат, занятые своими делами. Егор вздохнул и говорит: «Будь здоров, Егор. Спасибо. Пожалуйста.»
4 года 2 месяца
Папа принес яблоки. Егор взял одно и говорит маме: «Давай кусать по очереди», Мама: «Давай». Когда яблоко съели, Егор взял еще одно и говорит: «А у этого яблока только моя очередь»
4 года 3 месяца
Егор на приеме у ЛОРа. Как и все дети боится врача. Врач его спрашивает: «Как тебя зовут?», «Егор», «А у тебя есть друзья?», Егор: «Да», Врач: «А как зовут твоего лучшего друга?», Егор: «Папа»
4 года 3 месяца
Егор жалуется маме: «Меня папа обижает, дерется», Мама: «А ты дай ему сдачи», Егор: «А у меня денег нет»
4 года 5 месяцев
Лежит на животе у папы на коленях. Папа его легонько похлопывает по попе. Егор: «Что ты меня хлопаешь? Я тебе что, палас?»
4 года 7 месяцев
Подходит к маме и спрашивает: «Мама, а Соня моя невеста?», Мама: «Если она тебе нравится – пусть будет невеста», Егор: «А Даша?», Мама: «Невеста должна быть одна. Ты уж выбери кого-нибудь», Егор (после долгого раздумья): «Тогда Кристина»
4 лет
Бабушка рано утром пошла в парикмахерскую. Егор ждал, ждал, наконец, не выдержал и спрашивает у мамы: «Почему бабы Гали так долго нет? Она что, хочет лысой остаться?»
5 лет 2 месяца
Егор с родителями собирается в гости. Увидел, как папа побрызгался дезодорантом, и просит: « А меня?», Папа: «Это дезодорант для мужчин. А ты еще маленький». Егор забирает у него дезодорант и протягивает маме: «Мама, сделай из меня мужчину»
5 лет 3 месяца
Спрашивает у бабушки: «Меня мама родила?», Бабушка: «Да», Егор: «А маму ты родила?», Бабушка: «Да», Егор: «А вот если бы мама тебя родила – я бы вообще обалдел!»
5 лет 4 месяца
Бабушка сказала ему снять грязные носки и одеть чистые. Егор ушел в другую комнату и через пять минут вернулся. Бабушка спрашивает: «Переодел носки?», Егор: «Да». Все посмотрели – а Егор просто вывернул носки на другую сторону и надел.
6 лет 2
Очень любит смотреть передачу «Каламбур». Однажды его наказали и запретили ее смотреть. Он клянчил, просил, придумывал всякие уловки – не разрешают. И вот Егор подходит к деду и выдает такую фразу: «Мне нужно обязательно посмотреть «Каламбур», Дед: «Это почему?», Егор: «Потому что мне срочно нужно узнать, как зовут радиста Морзе!»
7 лет
Спрашивает у мамы: «Мама, а когда ты мне купишь ту штучку?», Мама: «Какую штучку?», Егор: «Ну, ту! Помнишь, про которую я тебе говорил?», Мама: «О чем говорил?», Егор: «Ну, про ту штучку, ты еще не поняла, про какую? Когда ты мне ее купишь?» (Имел в виду приставку «Сега»).
И последнее - Егору 10 лет
Едут с бабушкой на поезде в гости в Уфу. Вагон плацкартный. Проезжают город Пенза. Бежит по вагону сообщить бабушке радостную весть. Но так как он не слышал такого слова – «Пенза», зато, как все наши дети, не раз слышал другое, весьма похожее слово, то в режиме «форте» радостно орет:
- Баба, баба! Мы Pizdu проехали!
А это уже недавнее:
Совсем недавняя история. Как обычно работаю за компьютером, рядом тем же занята дочь. Возле нас крутится ее сын. Ему скучно, заняться нечем. Крутился, крутился возле нас и заявляет: "Так хочется чего-нибудь сладенького!" Пошел на кухню и взял соленый огурец.
Буквально на днях было. Как обычно, работаю за компьютером. Как обычно рядом крутится Егор, старший внук, и лезет со всякими вопросами-разговорами. А надо пояснить, что, помимо вопросов-ответов, наши с ним разговоры частенько сводятся к состязанию в остроумии. Вернее, он пытается соревноваться со мной в остроумии, и бывает безмерно счастлив, когда ему удается меня "уесть". Вернее, это ему кажется, что он меня "уел", но это уже не важно. И вот, во время нашей очередной пикировки, на все его словестные "изыскания" я просто перестал отвечать, делая вид, что меня это не касается. Цеплял он меня, цеплял, но так как я упорно не реагирую, а последнее слово всегда должно оставаться за ним (характер такой), он выдает: "Молчишь? Молчание – знак согласия. Значит ты мне должен 20 гривень – никто тебя за язык не тянул!".
Еще случай. Из серии "Это ты сейчас с кем разговаривал?". Работаю, как обычно, за компьютером. Рядом Егор и, как обычно, с вопросами - ему общаться хочется. Не помню, какой он вопрос задал, да это и не важно. В общем я на очередной вопрос начинаю что-то ему старательно объяснять, воображая себя умудренным жизнью заботливым дедушкой. Этакий Ушинский с Песталоцци в одном лице. Короче, кончилась эта очередная крайне поучительная, по моему мнению, лекция тем, что он пошел на кухню к матери с жалобой: "Мам! А чего дед умные слова говорит?!".
Только что. Позднее утро. Старший внук Егор проснулся, но пока лежит в постели и вставать не спешит. Младшая, Полина, его будет: "Егой! Тавай (вставай)! Хатит пать!". Ответ: "Не мешай, я устал!". Спрашиваю: "От чего ж ты устал, если еще даже не вставал?". Ответ: "Я устал лежать и спать!".
Написал предыдущее и сразу вспомнил. Не так давно было уже нечно подобное. Мать справшивает сына: "Егор, ты чего завалился в постель так рано? А убирать кто за тебя будет?". Ответ, по мнению Егора, был очень тонко, продуманной уловкой: "Я устал! Надо отдохнуть перед сном...".
Устами младенца-2. Анти-перлы моей внучки Полины Карбан или Акселерация наступает
Опять же, в виде предисловия небольшое отступление. Когда-то мне посчастливилось прочитать Льва Кассиля «От двух до пяти». Помните: «Я плАчу не тебе, а тете Кате!»? Эту же книгу я позже «подсунул» своей дочери Виктории. К чему я это? Да к тому, что, поскольку ее сын и, по совместительству мой старший внук, Егор, в «молодые годы» был просто-таки кладезю детских перлов, и которые за ним только и успевала записывать его мать (см. на предыдущей странице, так сказать, избранное), то и от младшенькой внучки Полины ожидали того же. Для чего всегда держали и держим наготове на видном месте тетрадку с ручкой.
Время шло. Вот уже Полине два года, два с половиной, три, три с половиной, а перлов все нет и нет! Кто-то может подумать, что она отстает в развитии и ошибется. Все как раз наоборот. С младых, так сказать, ногтей Полина строит настолько правильные фразы, что только диву даешься! Конечно, дети повторяют за взрослыми, но иной раз своими правильными фразами она просто ставит нас в тупик: «Ну вот где это она услышала?! Ведь никто из нас так не говорит!». Причем эти фразы, помимо удивления, вызывают у нас еще и улыбку, а порою заставляют еще и от души хохотать. Ну, представьте себе – абсолютно взрослая фраза, зачастую делающая честь иному политику, вещающему с высокой трибуны, в устах крошки, не выговаривающей, как положено в ее возрасте, половину букв! Причем с совершенно осмысленными интонациями. То есть, ребенок не просто повторяет за взрослыми, а совершенно точно знает что хочет сказать.
Ниже я приведу некоторые из ее выражений. Надеюсь, что и вам будет интересно почитать, так как уверен, что такие дети есть не только в нашей семье. Итак.
***
Играет сама с собой: прыгает со спинки кресла на диван, стараясь допрыгнуть до середины. Допрыгивает – довольно восклицает: «Паутиясь!» (Получилось!). Не допрыгивает до середины и с возгласом: «Исё адна папытка…» старательно лезет обратно.
Просит у меня разрешения поиграть на моем компьютере в футбол (игра старшего внука Егора). Отвечаю: «У тебя не получится – ты еще маленькая!». Любой другой ребенок на ее месте тут же бы возмущенно воскликнул бы: «Я уже большая!». Но не Полина. Она помолчала, немного подумала, а затем спрашивает просящим тоном: «А мозит сё-таки папобуим?» (А может все-таки попробуем?).
Включаю компьютер, собираюсь работать. Полина рядом стоит, наблюдает. Комп поймал какой-то глюк и отображает голубой экран с белыми надписями (что-то там компьютер внутри себя проверяет). Со словами: «Навенна, эта не памозит…» (Наверное, это не поможет…), она вытаскивает шнур наушников (у меня эти гнезда на передней панели компьютера) и вставляет шнур от колонок, приговаривая при этом: «Навенна, эта памозит…». Так совпадает, что компьютер как раз в это время начинает загружаться и Полина, с чувством выполненного долга и своей правоты, произносит: «Ну сьто я гаравиа!» (Ну что я говорила!).
Идем с ней по улице. Впереди на солнышке разлеглись две собачонки – греются. Вместо того, как все нормальные дети, обратить мое внимание: «Дедушка, смотри – собаки!», Полина выдает: «Деда, сматъи – сабаки пъигъадиъи нам путь!» (Собаки преградили нам путь!).
В пульте для телевизора подразрядились батарейки и телевизор плохо реагирует на команды. И, в частности, включается со второго, а то и десятого раза. Нет, чтобы пожаловаться мне, как положено ребенку ее возраста, типа «дедушка, почему телевизор не включается?», Полина, со знанием дела, тоном, исключающим двоякое толкование сообщает мне: «Деда, в пульти сеи батаейки!» (Дедушка, в пульте сели батарейки!).
Сидит, рисует на бумаге каракули. Спрашиваю: «Что ты делаешь?». Отвечает с серьезным видом: «Ни мисяй мне – я писю!» (Не мешай мне – я пишу!). Спрашиваю: «И что же ты пишешь?». Отвечает «Я писю Санти, тё бы он мне пъинёс падавак!» (Я пишу Санте, чтобы он мне принес подарок). «А как же он узнает, что тебе нужно?». Отвечает с интонациями, с которыми общаются с маленькими и неразумными детишками (напоминаю – это она мне отвечает!): «Пьиитит Санта и забиёт списак!» (Прилетит Санта и заберет список).
Одеваемся гулять на улицу. Я хожу по дому уже в рубашке, но еще, пардон, в трусах. Спрашивает: «Деда, ты сьто – так пайдес?» (Дедушка, ты что – так пойдешь?). Решил пошутить: «Конечно, так!». Шутка не прошла, и, на полном серьезе, получаю нравоучительную лекцию на тему этикета поведения в общественных местах: «Ты сьто, ни панимаись – так нийзя хадить! Они зи (имеет в виду трусы) каенки не закъывают! Нада хадить с закъитыми каенками!» (Ты что, не понимаешь – они же коленки не закрывают, надо ходить с закрытыми коленками).
Строит во дворе (у нас свой дом) из обломков кирпичей (ремонт идет) какую-то пирамидку. Кирпичи рассыпаются и она с досадой: «Ну, ёуйки-пауйки!» (Ну, елки-палки!). Опять складывает в стопку и опять они рассыпаются. После третьей или четвертой неудачи, она, смирившись с неотвратностью судьбы, произносит: «Ну, упаи, так упаи…» (Ну, упали, так упали) и начинает их, кирпичи, выкладывать в ряд. Типа, все в преходяще в этом мире бренном. Заратустра, да и только.
Сидит у телевизора, смотрит мультик и, как обычно, зовет меня: «Дед, дед, наей мне капотик, пазауйста!» (Налей мне компотик, пожалуйста!). Мать ей говорит: «Дедушка занят, на кухне бабушка есть - попроси ее, она нальет тебе компотик». Быстренько прокрутив в уме ситуацию (ждать, когда я освобожусь или сходить все же к бабушке на кухню), соглашается: «Този пъавийна…» (Тоже правильно…).
Утром что-то делаю во дворе дома, стучу молотком. Через некоторое время выходит хмурая Полина и, сложив руки на груди и отставив ногу, сердито-назидательно делает мне внушение: «Кока мона тутять?! Ты мисаись мне спать!» (Сколько можно стучать! Ты мешаешь мне спать!). Смеясь, пообещал больше не стучать. Ушла. Стараюсь стучать реже и тише. Через некоторое время ситуация повторяется – та же поза и тот же сердито-назидательный тон: «Ну, кока мона гаравить – дай мне спакойна паспать!» (Ну сколько можно говорить – дай мне спокойно поспать!).
Папа с Полиной собираются гулять. Мать просит: «Костя возьми мне по дороге сигарет».
Кто-то другой оставил бы эти слова без внимания, но не Полина. Она тут же делает матери внушение: «Низя так многа пакупать сигает! Нузя пакупать тойка адну сигаету!». И ведь не поспоришь…
Уже было ушли гулять, но тут она (Полина) вспомнила, что чуть не упустила одну очень важную деталь. Оставив отца ждать у ворот, она бежит к матери и просит: «Мама, накъась мне губки!». Дело в том, что мать как-то накрасила ей губы детской бледненькой помадой (знаете – такие детские наборы парфюмерии есть?) и теперь Полина ни за что не выйдет на улицу с ненакрашенными губами, мотивируя это: "Я узе байсая!" (Я уже большая!). Мать ей отвечает, не отрываясь от компьютера: «Сейчас накрашу, подожди – только закончу». Теперь уже не просьба, а требование (не из вредности, просто боится, что отец без нее уйдет): «Бистъее!», переходящее в предупреждение: «А то я сисяс уйду!».
Чихнула. Но так как все заняты, то это событие осталось незамеченным. Немного подождав, но так и не дождавшись никакой реакции с нашей стороны, она возмущенно восклицает: «А сьто сказать нузя?» (А что сказать нужно?). Мама тут же среагировала: «Будь здорова!». «Пасиба!» - удовлетворенным голосом. Будьте, как говориться, взаимно вежливы!
Купили Полине новые джинсы и у них, естественно, нужно подогнать длину штанин. Проще говоря, подшить. Просим Полину примерить джинсы, чтобы определиться с длиной. В ответ она возмущенно восклицает: «Я ни буду меить эти зинси! Они на миня сиськом басие! Вы сьто, не видити?!"» (Я не буду мерить эти джинсы! Они на меня слишком большие! Вы что, не видите?!).
За окном, недалеко, загудела электричка. Нет, чтобы, как все нормальные дети, спросить что-нибудь, типа: «Ой, что это гудит?», так нет же, Полине обязательно нужно докопаться до сути вещей, и она удивленно-заинтересованно восклицает: «Ой, тё это за звук?».
Просит: «Деда! Дай мне, пазауйста, агутик.» (Дай мне, пожалуйста, огурчик). Даю. Просит: «Паес иво, пазауйста!» (Порежь его, пожалуйста!). Режу «монетками». Удовлетворенно: «Маадес, пасиба…» (Молодец, спасибо…). Соленые и маринованные огурчики – ее страсть. И поболее, чем тикаятка и мазёнава (шоколадка и мороженное). Может сначала съесть мороженое, следом маринованный огурчик и тут же шоколадку. Причем последовательность зависит от ее настроения на данный момент.
Просит у меня, как всегда, маринованный огурчик. Я занят и отсылаю ее к бабушке. Бабушка тоже занята и отсылает к маме. Там то же самое. Наконец, у ней кончилось терпение и она, встав посередине зала, громко и возмущенно восклицает: «В канте-кантёв, кто-нибудь в этом доме даст мне агутик?» (В конце-концов, кто-нибудь в этом доме даст мне огурчик?).
Идем по улице. Выходной, народу много. Какой-то торопыга, обгоняя, задевает Полину и, даже не извинившись, спешит дальше. Другой ребенок промолчал бы – ведь все действия взрослых, с детской точки зрения, правильны и неоспоримы. Толкнул, значит так надо. Но не Полина. Она среагировала мгновенно: «Ну ты!
Смотъи, куда идес!» (Ну ты! Смотри, куда идешь!).
В пульте для телевизора подразрядились батарейки и телевизор плохо реагирует на команды. И, в частности, включается со второго, а то и десятого раза. Нет, чтобы пожаловаться мне, как положено ребенку ее возраста, типа «дедушка, почему телевизор не включается?», Полина, со знанием дела, тоном, исключающим двоякое толкование сообщает мне: «Деда, в пульти сеи батаейки!» (Дедушка, в пульте сели батарейки!).
Сидит, рисует на бумаге каракули. Спрашиваю: «Что ты делаешь?». Отвечает с серьезным видом: «Ни мисяй мне – я писю!» (Не мешай мне – я пишу!). Спрашиваю: «И что же ты пишешь?». Отвечает «Я писю Санти, тё бы он мне пъинёс падавак!» (Я пишу Санте, чтобы он мне принес подарок). «А как же он узнает, что тебе нужно?». Отвечает с интонациями, с которыми общаются с маленькими и неразумными детишками (напоминаю – это она мне отвечает!): «Пьиитит Санта и забиёт списак!» (Прилетит Санта и заберет список).
Одеваемся гулять на улицу. Я хожу по дому уже в рубашке, но еще, пардон, в трусах. Спрашивает: «Деда, ты сьто – так пайдес?» (Дедушка, ты что – так пойдешь?). Решил пошутить: «Конечно, так!». Шутка не прошла, и, на полном серьезе, получаю нравоучительную лекцию на тему этикета поведения в общественных местах: «Ты сьто, ни панимаись – так нийзя хадить! Они зи (имеет в виду трусы) каенки не закъывают! Нада хадить с закъитыми каенками!» (Ты что, не понимаешь – они же коленки не закрывают, надо ходить с закрытыми коленками).
Строит во дворе (у нас свой дом) из обломков кирпичей (ремонт идет) какую-то пирамидку. Кирпичи рассыпаются и она с досадой: «Ну, ёуйки-пауйки!» (Ну, елки-палки!). Опять складывает в стопку и опять они рассыпаются. После третьей или четвертой неудачи, она, смирившись с неотвратностью судьбы, произносит: «Ну, упаи, так упаи…» (Ну, упали, так упали) и начинает их, кирпичи, выкладывать в ряд. Типа, все в преходяще в этом мире бренном. Заратустра, да и только.
Сидит у телевизора, смотрит мультик и, как обычно, зовет меня: «Дед, дед, наей мне капотик, пазауйста!» (Налей мне компотик, пожалуйста!). Мать ей говорит: «Дедушка занят, на кухне бабушка есть - попроси ее, она нальет тебе компотик». Быстренько прокрутив в уме ситуацию (ждать, когда я освобожусь или сходить все же к бабушке на кухню), соглашается: «Този пъавийна…» (Тоже правильно…).
Утром что-то делаю во дворе дома, стучу молотком. Через некоторое время выходит хмурая Полина и, сложив руки на груди и отставив ногу, сердито-назидательно делает мне внушение: «Кока мона тутять?! Ты мисаись мне спать!» (Сколько можно стучать! Ты мешаешь мне спать!). Смеясь, пообещал больше не стучать. Ушла. Стараюсь стучать реже и тише. Через некоторое время ситуация повторяется – та же поза и тот же сердито-назидательный тон: «Ну, кока мона гаравить – дай мне спакойна паспать!» (Ну сколько можно говорить – дай мне спокойно поспать!).
Папа с Полиной собираются гулять. Мать просит: «Костя
возьми мне по дороге сигарет». Кто-то другой оставил бы эти слова без внимания, но не Полина. Она тут же делает матери внушение: «Низя так многа пакупать сигает! Нузя пакупать тойка адну сигаету!». И ведь не поспоришь…
Уже было ушли гулять, но тут она (Полина) вспомнила, что чуть не упустила одну очень важную деталь. Оставив отца ждать у ворот, она бежит к матери и просит: «Мама, накъась мне губки!». Дело в том, что мать как-то накрасила ей губы детской бледненькой помадой (знаете – такие детские наборы парфюмерии есть?) и теперь Полина ни за что не выйдет на улицу с ненакрашенными губами, мотивируя это: "Я узе байсая!" (Я уже большая!). Мать ей отвечает, не отрываясь от компьютера: «Сейчас накрашу, подожди – только закончу». Теперь уже не просьба, а требование (не из вредности, просто боится, что отец без нее уйдет): «Бистъее!», переходящее в предупреждение: «А то я сисяс уйду!».
Чихнула. Но так как все заняты, то это событие осталось незамеченным. Немного подождав, но так и не дождавшись никакой реакции с нашей стороны, она возмущенно восклицает: «А сьто сказать нузя?» (А что сказать нужно?). Мама тут же среагировала: «Будь здорова!». «Пасиба!» - удовлетворенным голосом. Будьте, как говориться, взаимно вежливы!
Купили Полине новые джинсы и у них, естественно, нужно подогнать длину штанин. Проще говоря, подшить. Просим Полину примерить джинсы, чтобы определиться с длиной. В ответ она возмущенно восклицает: «Я ни буду меить эти зинси! Они на миня сиськом басие! Вы сьто, не видити?!"» (Я не буду мерить эти джинсы! Они на меня слишком большие! Вы что, не видите?!).
За окном, недалеко, загудела электричка. Нет, чтобы, как все нормальные дети, спросить что-нибудь, типа: «Ой, что это гудит?», так нет же, Полине обязательно нужно докопаться до сути вещей, и она удивленно-заинтересованно восклицает: «Ой, тё это за звук?».
Просит: «Деда! Дай мне, пазауйста, агутик.» (Дай мне, пожалуйста, огурчик). Даю. Просит: «Паес иво, пазауйста!» (Порежь его, пожалуйста!). Режу «монетками». Удовлетворенно: «Маадес, пасиба…» (Молодец, спасибо…). Соленые и маринованные огурчики – ее страсть. И поболее, чем тикаятка и мазёнава (шоколадка и мороженное). Может сначала съесть мороженое, следом маринованный огурчик и тут же шоколадку. Причем последовательность зависит от ее настроения на данный момент.
Просит у меня, как всегда, маринованный огурчик. Я занят и отсылаю ее к бабушке. Бабушка тоже занята и отсылает к маме. Там то же самое. Наконец, у ней кончилось терпение и она, встав посередине зала, громко и возмущенно восклицает: «В канте-кантёв, кто-нибудь в этом доме даст мне агутик?» (В конце-концов, кто-нибудь в этом доме даст мне огурчик?).
Идем по улице. Выходной, народу много. Какой-то торопыга, обгоняя, задевает Полину и, даже не извинившись, спешит дальше. Другой ребенок промолчал бы – ведь все действия взрослых, с детской точки зрения, правильны и неоспоримы. Толкнул, значит так надо. Но не Полина. Она
среагировала мгновенно: «Ну ты! Смотъи, куда идес!» (Ну ты! Смотри, куда идешь!).
Иногда в ее логику трудно проникнуть. Сняла с двух кукол платьица, уложила их и накрыла полотенцем. Типа, одеяла. Мама спрашивает: «А зачем ты с куколок платья сняла?». «Нузя!». «Зачем нужно?». «Патаму сьто им залка!» (Потому что им жарко!». «А зачем же ты тогда их накрыла?». «Патаму сьто ани замёйзьи!» (Потому что они замерзли!).
Утром, проснувшись: «Деда, а где маи къасные туфийки?» (Где мои красные туфельки). «Посмотри на стиральной машинке, они под бельем лежат.» Посмотрела, убедилась, достала и спрашивает: «А патиму ты миня ни спъасиу?» (А почему ты меня не спросил?). Типа, какое ты имеешь право на мои красивые туфельки наваливать нестиранное белье!
Постирали белье и развесили во дворе на веревках (напомню - у нас свой дом). Для двух «тряпок» не хватило места и их повесили на руль детского велосипед. Утром Полина вышла во двор и, увидев такое, с ее точки зрения, безобразие, возмущенно воскликнула: «Исё тиво – навесили на мой вилисипед!» (Еще чего – навесили на мой велосипед!).
Попросила купить ей зонтик. Пообещал. Сегодня собираюсь по делам, подходит Полина: «Деда! Ни забуть купить мне зёлтый зёнтик. И патаапись, а то скова натьнеца гъаза!» (Не забудь купить мне желтый зонтик. И поторопись, а то скоро скоро начнется гроза!). При этом на улице ни облачка, но уж очень, видно, хочется…
Пришел домой и тут же в лоб вопрос: «Ты купил мне зёлтый зонтик?». А так как я просто-напросто забыл о нем, то, естественно, пытаюсь с честью выкрутиться из создавшейся ситуации (обещал и не выполнил): «Полина, магазин был закрыт. Я завтра тебе куплю зонтик, хорошо?». Но не тут-то было! Кого-кого, а Полину трудно обвести вокруг пальца: «Затем ты в магазине сматъел? Нада на базае сматьеть – там многа зёнтикав!» (Зачем ты в магазине смотрел? Надо на базаре смотреть – там много зонтиков!).
Попросила конфетку – ее любимый чупа-чупс. Через минуту приходит и просит уже огурчик. Говорю: «Какой огурчик! Ты же еще конфетку не сьела!». Ответ убивает своей логикой: «Ну здесь зи дыйка, видис?!» (Ну здесь же дырка, видишь?!). Показывает небольшое углубление в конфетке – видимо, считает это веским аргументом. Спрашиваю: «Ну и что, что дырка?». Подумала-подумала и решила сменить тактику: «Сийтяс, я откусю паъавину и канфетки ни будит!». Пытается откусить сразу половину чупа-чупса, но тщетно: «Ни паъутивась, ситяс исё папъобуим…» (Не получилось, сейчас еще поробуем…). Конфета все равно не желает откусываться. Но соображаловка у неё работает быстро, поэтому опять меняется тактика: «Деда! Ну дай, пазауйста, агутик!». И таким это было сказано жалобным тоном умирающего от жажды путника в пустыне, что мне стало просто-таки невыносимо стыдно за свое столь бессердечное отношение к своей страждущей внучке…
Железная логика. Поздний вечер и мама говорит: "Все, Полина, хватит играться, уже поздно, пошли спать". Ответ: "Исё ни позна - я исё ни зиваю!" (Еще не поздно - я еще не зеваю!).
Во дворе стоит ее велосипедик и рядом велосипед ее старшей двоюродной сестры Миланы (8 лет). Чуть в отдалении, уперев руки в бока и склонив голову к плечу, стоит Полина, внимательно разглядывая оба велосипеда. О чем-то поразмыслив, она громко и возмущенно вопрошает: «Так! Я ни понила – патиму на Миланинам виласипеди есть званок, а на маем нету? Сьто за бизабъазие?!» (Так! Я не поняла – почему на Миланином велосипеде есть звонок, а на моем нету? Что за безобразие!). Естественно, тут же пришлось клятвенно уверить ее в том, что в самое ближайшее время звонок будет куплен и прикручен к ее велосипеду.
Мужская часть населения нашего дома разошлись по делам (я, Полинин отец и ее старший
брат Егор) и Полина осталась с матерью и бабушкой. Ей скучно, она ходила туда-сюда по дому и наконец задает риторический вопрос: «Деда усёл, папа усёл, Егой усёл – ну, и где эти тъое ходят?» (Деда ушел, папа ушел, Егор ушел – ну, и где эти трое ходят?).
С утра пораньше просит у меня шоколадку. Не даю, мотивируя тем, что надо сначала покушать. Пытается перехитрить меня, говоря, что уже покушала. Не проходит. Идет к бабушке, но и там тоже не проходит ее хитрость. Меняет тактику добычи шоколадки: с трудом тащит из зала взрослый стул (холодильник высокий, двухкамерный) со словами: «Этат стул падайдет!». Бабушка спрашивает ее: «Ты хочешь посидеть?». «Нет, тикаятку дастать!» (Шоколадку достать). Логика проста – раз взрослые сами не дают шоколадку, но ведь никто из них и не запрещал во всеуслышанье брать самой! Подтащила стул к холодильнику и требует у бабушки: «Аткъой!» (Открой!). Бабушка спрашивает: «А сама что? Не можешь?». А так как и верхняя дверца, где лежат шоколодки, закрывается слишком плотно для ее силенок, то она отвечает со вздохом: «Ни выходит у миня…
Захотела утром посмотреть в зале мультики, но никак не может включить телевизор. Приходит ко мне в комнату и деловым тоном спрашивает: "Сьюсай, дед! У тибя ваботаит пуйт?" (Слушай, дед! У тебя работает пульт?). Отвечаю: "Работает". "Интиесна! А у миня патиму-та ни вабоаит..." (Интересно! А у меня почему-то не работает...).
У мамы кончилось лекарство, она купила себе новое, а пустой флакончик разрешила Полине забрать себе. Та подошла к полочке, оценивающе посмотрела на два одинаковых флакончика - новый и пустой (флакончики из темного стекла и что внутри - не видно) и задала вопрос: "Ну. и какой из них мой?". Не получив ответа, потрясла поочереди оба флакончика и, сделав вывод: "Судя па всиму - этат!" (Судя по всему - этот!), забрала свой флакончик.
Мама дает Полине конфетку-жуйчик. Та спрашивает: "Эта сьто?". "Конфетка. Жуйчик". "Какой зюйтик? У миня зи зупки балят!". "Тогда я съем...". "А затем ты мне пакупаис зюйтик, еси знаись, сьто у миня будит зубик баеть?"
О чем-то спрашивает меня. Я в это время читаю и потому мычу в ответ "угу". Она опять спрашивает - я опять согласно мычу в ответ. В конце концов, она возмущенно восклицает: "Тё "уху"? Ты мозис наймайна казать?!" (Что "угу"? Ты можешь нормально сказать?!).
Снимает пижаму вместе с маечкой. Мама говорит: "Не надо майку снимать!". В ответ получает:"Я сама знаю тё мне делать! Не нада думать, тё я дуватька!" (Не надо думать, что я дурочка!).
Утром решила, что сегодня в садик поведет ее не мама, а дедушка. Пришла ко мне в комнату, растормошила меня и заявляет: "Деда, ставай! Тисы паказивают, сьто мне пава ити. Я апаздиваю!" (Деда, вставай! Часы показывают, что мне пора идти. Я опаздываю). К слову сказать,
время определять она еще не умеет.
Сегодня прибегает ко мне и просит клей. Спрашиваю: "Зачем тебе клей?". Отвечает: "Я буду газету имантиивить!" (газету ремонтировать). Это она нашла себе интересное занятие - порезала ее на кусочки и теперь собралась ее склеивать. Но, так как, клей у меня в жидком виде (ПВА в пузырьке с кисточкой), отвечаю: "Нельзя, клей - это не игрушка!". На что получаю максимально логичный ответ (с нотками удивления моей непонятливостью): "Так я зи ни иглать буду! Я кьеить буду!"
Пошел, рассказал эту историю с клеем своей дочери (и по совместительству, как я уже говорил, матери Полины) - посмеялись, и она рассказала буквально утреннюю историю. Едут они с Полиной в трамвае из садика. Подходит кондуктор, Вика берет два билета - на себя и на нее (ну, хочется ребенку старше казаться!). И тут Полина достает из своей детской сумочки какие-то копеечки и говорит с укоризненно-гордой интонацией: "Я сама за сибя заплатить в састаянии!"
Игралась в какие-то свои игры и, естественно, после этого все игрушки остались разбросаны по комнате. Мать просит ее старшего брата Егора прибрать в комнате. Тот, в свою очередь, просит Полину собрать свои игрушки. Но та уже занята очередным чрезвычайно важным делом и Егоровы просьбы и увещевания, как говорится, "в упор не видит". Тогда Егор решил пойти на хитрость и предлагает Полине: "А давай, если ты уберешь свои игрушки, то значит ты любишь маму, а если не уберешь - то не любишь". На что тут же получает невозмутимый ответ с оттенками превосходства: "Насел дуватьку!" (нашел дурочку).
Сижу за компьютером, рыскаю по Интернету, на коленях у меня пристроилась Полина, как всегда, с кучей вопросов по поводу всего увиденного на экране монитора. Отвечаю как могу. В один из моментов видит на на одном из форумов в тексте улыбающийся смайлик. Знаете, многие участники блогов, форумов и т.п., когда у них не хватает слов выразить какие-то свои эмоции, начинают вставлять различные смайлики? Спрашивает: "Деда! А сьто эта?". Тут я начинаю бекать и мекать, соображая, как бы лучше объяснить ребенку, что эта за рожица. Наконец, как мне кажется, я нашел разумно-доходчивое для детского восприятия решение. Отвечаю: "Это смешарик." (она любит этот мультик). На что получаю ответ: "Не-е-е-т! Это смайлик!!!" (типа, ты че тупой такой!).
Как говориться немая сцена... Оказывается, ее интересовало, что делает смайлик не в конце, а посереди текста!
А вообще, у Полины, в некотором смысле, интересный характер, который можно охарактеризовать примерно так: «Есть два мнения – одно мое, другое неправильное!». Что бы кто не делал, ей нужно обязательно дать ценные указания, как именно это нужно делать. Особенно это касается меня. Она меня всему учит. Работать за компьютером: «Нузя назимать не эту къависю, а на эту!» (не ту я клавишу, по ее мнению нажимаю). Или «Намни на
капьютай!» (Нажми на компьютер). По ее мнению, я неправильно работаю и мне, оказывается, обязательно нужно кликнуть по значку «Мой компьютер». Причем не просто показывает, что нажимать, а собирает мои руки "в кучу", одной рукой старательно прижимает их к себе, а пальчиком другой руки пытается нажать на правильную, по ее мнению, клавишу. Помимо этого, она меня учит делать ремонт: «Надо сийнее мисать!». Слишком медленно я, оказывается, размешиваю обойный клей. Или указывает пальчиком: "Нузя кьеить ни сюда, а сюда!". Ну не туда, я, по ее мнению, пытаюсь наклеить полосу обоев!
И так во всем, вплоть до указаний маме и бабушке по поводу того, как нужно готовить: "Ты узе пазяила яитьки? Дай-ка я пасматью!". Ну как же не проконтролировать приготовление по ее "заказу" яичницы-глазуньи? И ведь не просто дает указания – она старается перехватить, так сказать, инициативу в свои руки и показать неразумным взрослым неумехам, как на самом деле правильно нужно делать. Интересно, Ильф и Петров не с такого ли ребенка списали своего слесаря Полесова?
Кроме того, на практически любой практически вопрос, типа: «Ты зачем это сделала?» и «Ты почему взяла это без спроса?», ответ краткий и, по ее мнению, не требующий пояснений: «Нузя!» и «Патаму сьто!» ("нужно" и "потому что"). Действительно, какие еще нужны пояснения, когда и так ясно – нузя! Непробиваемая, просто-таки железобетонная логика. Типа, какие же, все-таки, эти взрослые тупые! Ничего сами, без руководящего направления, не могут нормально сделать!
Последнее наблюдение. До недавнего времени, чему-то удивляясь, она восклицала: «Ни тиво сибе!» (Ни чего себе!). Теперь она четко выговаривает: «Ни фига себе!». Недолго, чувствую, осталось…